Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

Глава 4. МУРМАНСК ПОД БОМБАМИ от нас на расстоянии не более 200 метров и так, что мы хорошо видели не только силуэты, но и физиономии летчиков в очках. Над озером Большой Ву- дъявр бомбардировщики пошли на снижение, а мы бросились к кромке плато, откуда открывалась панорама Кировска. Помнится, несколько самолетов дали пулеметные очереди в район кировского железнодорожного вокзала и стан­ ции. Бомбардировщики один за другим сбросили бомбы на обогатительную фабрикуи вокзал. Самолеты фашистов развернулись и пошли на второй заход, сбросив несколько бомб в районе почты и северной оконечности кировского парка. В это время Кировск оказался закрытым пылью. Создавалось впечат­ ление, что город разрушен полностью и вряд ли там остались живые. Я похо­ лодел от ужаса. Как потом выяснилось, от взрыва бомбы, попавшей в склад апатитового и нефелинового концентратов, в атмосферу была выброшена масса этих веществ, закрывавших город. Это обстоятельство явилось счастли­ вой причиной того, что Кировск пострадал от бомбардировки незначительно. Взглянув в сторону поселка Кукисвумчорр, я содрогнулся от картины, открыв­ шейся передо мной. Сплошной поток людей по ул. Кирова устремился в сто­ рону рудника к капитальной штольне».12 2 июля звено Ju 88 нанесло бомбардировочный удар по станции Апатиты. От прямого попадания бомб загорелись деревянные постройки станции, око ­ ло которых стояло 12 вагонов с боеприпасами. Огонь стал распространяться на эшелон, что грозило взрывом, в результате которого были бы уничтожены не только боеприпасы, но и станция с ее складами, станционными сооруже­ ниями и жилыми домами. Маневровый машинист А. Д. Давыдкин, несмотря на бомбардировку и обстрел вражеских самолетов, подогнал к эшелону с бое­ припасами свой паровоз, вывел его за пределы станции и тем самым преду­ предил возможность взрыва.13 Кроме того, время от времени двухмоторные Ju 88 «отмечались» и на су­ хопутном фронте, нанося с пикирования бомбардировочные удары по нашим наземным войскам в районе Западной Лицы. Тем не менее, несмотря на активные боевые действия бомбардировоч­ ной авиации люфтваффе на Полярном фронте и в нашем ближнем тылу, в тече­ ние всего 1941 года город Мурманск не являлся целью как для одномоторных Ju 87, так и для двухмоторных Ju 88. Все изменилось в следующем, 1942 году, когда к высшему немецкому командованию вермахта, включая Гитлера, при­ шло понимание, что Мурманск с его незамерзающим портом, куда с нараста­ ющим количеством начинают прибывать союзнические морские транспорты с военными грузами ленд-лиза, не удастся захватить в самое ближайшее время. 12ГОКУГАМОвг.Кировск. Ф.490, on. 1, д. 10, л. 2-10. 13ВыпискаизкнигиН.М. Румянцева«РазгромврагавЗаполярье», Воениздат,М. 1963; стр. 101-102.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz