Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

Часть 2. Люфтваффе на Мурманском направлении. 1941-1942 годы 30-я бомбардировочная эскадра, «Орлиная» (KG 30 «Adler») Другим постоянным авиа­ ционным соединением, которое с первых дней войны и до сере­ дины 1943 года пыталось уничто­ жить город и его жителей, была 30-я бомбардировочная эскадра «Орлиная» - Kampfgeschwader 30 «Adler» (KG 30).11Это было са­ мое крупное бомбардировочное авиационное соединение, ког- да-либо действовавшее за По­ лярным кругом в годы Великой Отечественной войны. Так, весной 1942 года в ее составе насчитывалось око ­ ло ста исправных двухмоторных бомбардировщиков Junkers Ju 88, сосредо­ точенных на аэродромах западного побережья Норвегии. Безусловно, в небе Заполярья это авиационное соединение люфтваффе представляло собой главную угрозу как для союзнических морских конвоев, доставлявших грузы по ленд-лизу, так и для Мурманского и Архангельского морских портов. Именно двухмоторные бомбардировщики Junkers Ju 88 с эм­ блемой «орла» на передней части фюзеляжа 30-й бомбардировочной эскадры в июне 1942 года почти полностью сожгли Мурманск, а в августе подвергли массированным бомбардировочным ударам город Архангельск. 30-я «Орлиная» была одной из самых результативных бомбардировочных эскадр в составе люфтваффе на первом этапе Второй мировой войны. Ее эска­ дрильи активно вели боевые действия в небе Франции, Великобритании и Нор­ вегии. Причем чаще, чем другие бомбардировочные эскадры люфтваффе, она действовала на морских коммуникациях. Так, участвуя в боевых операциях против ВМС Великобритании, только в течение 1940 года пилоты KG 30 по­ топили и тяжело повредили большое количество кораблей общим тоннажем около 663 тыс. брт. Ко всему прочему 30-я бомбардировочная эскадра одна из первых в люфтваффе была оснащена многоцелевыми бомбардировщиками Ju 88. Он являлся основным двухмоторным бомбардировщиком люфтваффе, при­ менявшимся на протяжении всей Второй мировой войны. Junkers Ju 88 имел довольно высокие боевые возможности и был первым в мире двухмоторным бомбардировщиком, способным под довольно острым 1«Kampfgeschwader» - т. е. бомбардировочнаяэскадра, этиавиационныесоединениямогливыполнятьдовольноширокийспектр боевыхзадач, включаяипостановкуморскихмин. -Ю. Р.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz