Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
Глава 4. МУРМАНСК ПОД БОМБАМИ Летом 1941 года недобрая память о Stuka-Gruppe осталась и у моряков Северного флота. Так, 20 июля прямо на рейде в Екатерининской гавани в рай оне главной базы СФ в Полярном среди бела дня пикировщики потопили эска дренный миноносец «Стремительный». При этом погибло 111 моряков и офи церов, получили ранения 26 человек. После того как наступление немецких и финских войск провалилось на всех участках Полярного фронта и боевые действия стали носить в основ ном позиционный характер, весной и летом 1942 года для эскадрилий Ju 87 Мурманский морской порт и торговые суда, стоящие на рейде в Кольском за ливе, станут основной целью. Пожалуй, еще больший вред «штуки» нанесли деятельности Кировской железной дороги, по которой шли эшелоны с грузами ленд-лиза, с таким тру дом доставляемые в Мурманский порт на судах союзников по Северному морскому пути. Кировская железная дорога начала подвергаться бомбардировкам вра жеской авиации практически с первых дней войны с неуклонно нарастающим количеством налетов. Из-за активной деятельности эскадрилий Ju 87 желез нодорожники были вынуждены осуществлять движение составов с воинскими и импортными грузами с декабря 1941-го по апрель 1942 года исключительно только в ночное время - с 17:00 до 09:00. В связи с чем поезда простаивали в ожидании темного времени по 10-12 часов, а иногда и больше. Надо отметить, что вынужденные простои эшелонов в дневное время для некоторой категории перевозимых грузов порой были не менее губительны, чем сами налеты вражеской авиации. Так, например, в начале мая 1942 года на станцию Мурманск в адрес тыла Северного флота прибыл грузовой эше лон, доставивший с Камышинского мясокомбината 127 тонн свежего мяса (одиннадцать вагонов), но из-за длительного пребывания в пути с 19 февраля по 4 мая весь груз оказался полностью испорченным. Подсчитано, что только за три зимних месяца, с декабря по февраль 1941- 1942 годов, авиация противника, в большей степени эскадрильи Ju 87, совер шила на объекты Кировской железной дороги 631 налет, при этом погибло 195 человек и 331 получил ранения, было полностью выведено из строя 5953 погонных метра железнодорожных путей, разбито с грузом 44 вагона и еще 205 были повреждены, полностью был разбит один паровоз и 34 получили по вреждения. О боевой деятельности Stuka-Gruppe в районе Мурманска в 1942 году бу дет подробно рассказано в следующих главах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz