Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

Глава 4. МУРМАНСК ПОД БОМБАМИ Из-за невозможности применения в полной мере танков и тяжелой артил­ лерии в труднопроходимой и бездорожной полярной тундре на «летающую артиллерию», как называли иногда пикирующих бомбардировщиков Ju 87 не­ мецкие солдаты, делался основной упор по обеспечению наступления сухо­ путных частей. Junkers Ju 87 своими штурмовыми действиями должны были «проталкивать» наступавших егерей через наши оборонительные рубежи. Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стой­ ки шасси были неубирающиеся), Ju 87 был одним из самых эффективных бо­ евых самолетов люфтваффе благодаря способности к бомбометанию с кру­ того пикирования. Отличительными чертами самолета являлись крыло типа «перевернутая чайка», фиксированное неубирающееся шасси и рев сирены при пикировании. Хищный силуэт этих одномоторных Ju 87 можно увидеть во многих исторических военных фильмах как олицетворение мощи Германии и символ немецких побед времен блицкрига 1939-1942 годов. На Полярном фронте немецкое командование применяло пикирующие бомбардировщики Ju 87 практически с первого и до последнего дня войны. Летом и осенью 1941 года пикировщики активно действовали на сухопутном фронте Мурманского и Кандалакшского направлений, а в зимний период 1941- 1942 годов - на южном фланге Карельского фронта штурмовали объекты на Кировской железной дороге, затем с марта по июль 1942 года наносили мас­ сированные штурмовые удары по морскому порту и городу Мурманску. После некоторого перерыва с ноября 1942 года вновь в прицеле пикировщиков была Кировская железная дорога. В конце 1943 года Stuka-Gruppe8 покинула Запо­ лярье и перебазировалась на Ленинградский фронт. За этот период подразделение Ju 87 не раз подвергалось реорганизации и меняло свое название. Так, 24.01.1942 года подразделение было переиме­ новано в l./St.G 5 (l./Sturzkampfgeschwader 5), а 5.10.1943 года - в I./SG 5 (I./ Schlachtgeschwader 5). Это прежде всего было связано с изменением боевой структуры в штурмовой авиации люфтваффе в целом. Тем не менее независи­ мо оттого, какое обозначение носило Stuka-Gruppe, главными целями для пи­ кировщиков неизменно оставались Мурманский морской порт и объекты на Кировской железной дороге. Кроме того, на Крайнем Севере формировались и новые эскадрильи, на базе которых была заново создана новая Stuka-Gruppe почти сразу же после убытия основной группы под Ленинград. Что же собой представляла эта 4-я группа 1-й учебной эскадры пикиру­ ющих бомбардировщиков - IV.(St.)/LG 1? Расшифровка аббревиатуры «LG 1», то есть - Lehrgeschwader 1, в буквальном переводе - «1-я учебная эскадра». Но в действительности правильнее было бы эту эскадру назвать как «1-я об- 8Влюфтваффеихобычноназывали«Штука»- нем. сокращениеStuka=Sturzkampfflugzeug - пикирующийбомбардировщик. -Ю. Р.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz