Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
Глава 4. МУРМАНСК ПОД БОМБАМИ Из-за невозможности применения в полной мере танков и тяжелой артил лерии в труднопроходимой и бездорожной полярной тундре на «летающую артиллерию», как называли иногда пикирующих бомбардировщиков Ju 87 не мецкие солдаты, делался основной упор по обеспечению наступления сухо путных частей. Junkers Ju 87 своими штурмовыми действиями должны были «проталкивать» наступавших егерей через наши оборонительные рубежи. Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стой ки шасси были неубирающиеся), Ju 87 был одним из самых эффективных бо евых самолетов люфтваффе благодаря способности к бомбометанию с кру того пикирования. Отличительными чертами самолета являлись крыло типа «перевернутая чайка», фиксированное неубирающееся шасси и рев сирены при пикировании. Хищный силуэт этих одномоторных Ju 87 можно увидеть во многих исторических военных фильмах как олицетворение мощи Германии и символ немецких побед времен блицкрига 1939-1942 годов. На Полярном фронте немецкое командование применяло пикирующие бомбардировщики Ju 87 практически с первого и до последнего дня войны. Летом и осенью 1941 года пикировщики активно действовали на сухопутном фронте Мурманского и Кандалакшского направлений, а в зимний период 1941- 1942 годов - на южном фланге Карельского фронта штурмовали объекты на Кировской железной дороге, затем с марта по июль 1942 года наносили мас сированные штурмовые удары по морскому порту и городу Мурманску. После некоторого перерыва с ноября 1942 года вновь в прицеле пикировщиков была Кировская железная дорога. В конце 1943 года Stuka-Gruppe8 покинула Запо лярье и перебазировалась на Ленинградский фронт. За этот период подразделение Ju 87 не раз подвергалось реорганизации и меняло свое название. Так, 24.01.1942 года подразделение было переиме новано в l./St.G 5 (l./Sturzkampfgeschwader 5), а 5.10.1943 года - в I./SG 5 (I./ Schlachtgeschwader 5). Это прежде всего было связано с изменением боевой структуры в штурмовой авиации люфтваффе в целом. Тем не менее независи мо оттого, какое обозначение носило Stuka-Gruppe, главными целями для пи кировщиков неизменно оставались Мурманский морской порт и объекты на Кировской железной дороге. Кроме того, на Крайнем Севере формировались и новые эскадрильи, на базе которых была заново создана новая Stuka-Gruppe почти сразу же после убытия основной группы под Ленинград. Что же собой представляла эта 4-я группа 1-й учебной эскадры пикиру ющих бомбардировщиков - IV.(St.)/LG 1? Расшифровка аббревиатуры «LG 1», то есть - Lehrgeschwader 1, в буквальном переводе - «1-я учебная эскадра». Но в действительности правильнее было бы эту эскадру назвать как «1-я об- 8Влюфтваффеихобычноназывали«Штука»- нем. сокращениеStuka=Sturzkampfflugzeug - пикирующийбомбардировщик. -Ю. Р.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz