Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

Часть 1. 1941 год - противовоздушная оборона мурманского неба Обычно мы шли на высоте около 4000 метров и, выходя на цель, какое-то время летели по прямой, давая возможность своим штурманам произвести не­ обходимые расчеты для успешного и точного сброса бомб. Как раз в этой ста­ дии полета мы представляли собой хорошую мишень для русских зенитчиков. Вражеские истребители еще неуспевали набрать высоту, на которой мы летели. Но ониуже были под нами, и их количество иногда достигало 30-50 самолетов. Нам приходилось пикировать сквозь этот рой. В момент пикирования самоле­ ты противника начинали нас преследовать, а наши бортовые стрелки открыва­ ли по ним яростный огонь, и, как правило, им не хватало боекомплекта, чтобы отбить полностью все атаки. Поэтому после сброса бомб мы жали на сектор газадо отказа и на повышенной скорости, прижимаясь и сливаясь с поверхно­ стью земли, уходили на свою территорию. Горе было тому, кто по какой-либо причине отставал от общего строя».6 Нет сомнения в том, что наши летчики, прочно удерживая свое господ­ ство в воздухе в районе Мурманска в 1941 году, были полны решимости и даль­ ше отважно и надежно защищать заполярное небо от налетов фашисткой авиации. Но изменения в боевом составе в начале 1942 года как в нашей ис­ требительной авиации, так и в люфтваффе, резко поменяло характер боевых действий в районе Мурманска, о чем будет подробно рассказано в дальнейшем. . Истребитель биплан И-153 «чайка» был чрезвычайно маневренным в горизонтальной плоскости 6P.W.Stahl. KampffliegerzwischenEismeerundSahara.MotorbuchVerlagStuttgart, 1985. S. 176-177.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz