Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
Глава 4. МУРМАНСК ПОД БОМБАМИ Другим преимуществом всех наших истребителей было то, что они были чрезвычайно маневренны в горизонтальной плоскости, это не оставляло ни каких шансов немецким летчикам атаковать наши «ястребки» в хвост. Так, у одномоторного Bf 109Е время установленного виража было 20-22 секунды, у нашего «ишачка» И -Іб с мотором М-25В - 16-18 секунд, а у биплана И-153 «чайка» с радиусом всего 100 метров -13-13,5 секунды! Если наш летчик в по лете не забывал крутить головой и вовремя замечал атаку вражеского истре бителя, то ему было несложно сделать крутой вираж и, в свою очередь, в лоб атаковать противника. Даже по самому главному критерию - эффективности бортового воору жения - наш пушечный И-16 (тип 27 и 28), на котором, в частности, летом и осенью 1941 года воевал североморский ас Борис Сафонов, однозначно пре восходил на тот период все модификации Bf 109. Так, секундный залп пушеч ного «ишака» тип 28 достигал - 3,06 кг, против - 2,68 кг у «мессера».4 Единственным и неоспоримым преимуществом Bf 109Е перед всеми на шими истребителями была скорость. Преимущество в скорости не позволяло нашим летчикам навязывать воздушный бой истребителям люфтваффе. В этом случае немецкие летчики сами решали - вступать в схватку с нашими «ястреб ками» или нет. Как правило, они выбирали второе. Уж если вражеские истребители избегали встречи с краснозвездными ис требителями, то что говорить о немецких пилотах бомбардировщиков Junkers Ju 87 и Ju 88, летавших в первые недели войны в районе Мурманска без истре бительного эскорта. Как правило, завидев наши истребители в воздухе, они отказывались от своих намерений, уходили на свою территорию или сбрасы вали свои бомбы на второстепенные цели. В любом случае при налетах они старались долго не задерживаться над нашей территорией. Снова приведем воспоминания немецкого летчика-бомбардировщика Петера Шталя: «Нам часто приходилось летать на боевые задания без истребительного прикрытия, даже на бомбардировку вражескихаэродромов, которые были за биты «рата»5и другими типами самолетов устаревшей конструкции. Русские истребителиуступали в скорости, но они обладали хорошей скороподъемно стью и горизонтальной маневренностью, поэтому они, безусловно, представ лялидля нас большую опасность, если ещеучесть, что их было слишком много на каждого из нас. 4«Массасекундногозалпа»представляетсобойпроизведениевесаснаряда (пули) наскорострельность(темпстрельбы). Данныедля расчетов«секундногозалпа»авторомбыливзятыизкнигиД. Н. Болотина«Историясоветскогострелковогооружияипатронов», издательство«Полигон», 1995г. -Ю. Р. 5«Рата»- крыса, такое прозвищедалифашистскиелетчикинашемуИ-16внебеИспании, когдаонивпервые встретилисьснимв воздухеинасебе испытали«жесткийхарактер»этогосоветскогоистребителя. -Ю. Р.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz