Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
Часть 1. 1941 год - противовоздушная оборона мурманского неба флота (72-й САП). И хотя большинство наших истребителей были устаревшего типа - И-15 бис, И-153 и И-16 ранних модификаций с маломощным мотором М-25В, тем не менее у всех советских истребителей было два существенных преимущества над немецкими истребителями Bf 109Е, которые они с большим успехом использовали. Первое - все вышеперечисленные советские самолеты были оснащены моторами воздушного охлаждения, что в воздушном бою на встречных кур сах давало явное преимущество нашим летчикам, так как даже попадание пу шечного снаряда в мотор не выводило самолет из строя. Не раз возвращались на аэродром наши «ястребки», у которых в моторе были разбиты один или два цилиндра. На «Мессершмитте» же стоял мотор «Даймлер - Бенц» жидкостного ох лаждения, иной раз было достаточно одной пулевой пробоины в радиаторе или в «рубашке» охлаждения, чтобы вывести самолет из строя. Жидкость че рез пулевое отверстие вытекала, и через 1-2 минуты двигатель заклинивало. А если учесть, что все боевые действия в небе Заполярья проходили над нашей территорией, то шансов вернуться у немецкого летчика на свою базу было крайне мало. Кроме того, во время лобовой атаки наш летчик прикрывался звездообразным двигателем как щитом, чего нельзя сказать об остроносом немецком моторе «Даймлер - Бенц». Таким образом, в смысле живучести все наши устаревшие истребители на начальном этапе боевых действий на Крайнем Севере превосходили все самолеты люфтваффе. Это давало нашим летчикам решимость атаковать вра жеские истребители на встречных курсах и часто выходить победителями из этих смертельных поединков. На перехват бомбардировщиков противника с аэродрома Ваенга-1 взлетает И-16 72-го САП ВВС СФ. Лето 1941 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz