Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
І Судя по показаниям немецкого летчика на допросе, он был подбит огнем зенитной артиллерии в районе североморского аэродрома Ваенга. Мотор стал давать перебои, затем и совсем перестал вращаться воздушный винт. Переле тев на левый берег Кольского залива, капитан Лоевски произвел вынужденную посадку на одно из многочисленных озер. Отсюда можно предположить, что его сбили зенитчики из состава 5-го ОЗАД Северного флота, чьи зенитные ба тареи были расположены в районе Ваенги и губы Грязная. Капитан Лоевски стал первым немецким летчиком, взятым в плен в Запо лярье. Всего же летчиков люфтваффе в звании капитана на Полярном фронте за годы войны было взято двое. Вторым немецким летчиком в этом воинском звании, также сбитым огнем зенитной артиллерии над полуостровом Рыба чий, был капитан Ханс-Херман Шмидт (Hptm Hans-Hermann Schmidt) - коман дир 9-й эскадрильи 5-й истребительной эскадры (9./JG 5). Оба немецких лет чика после войны вернулись из плена и прожили долгую жизнь. Будет не лишним напомнить, что первый вражеский самолет в районе Мурманска был сбит 24 июня 1941 года старшим лейтенантом Борисом Са фоновым. Долгое время считалось, что это был немецкий бомбардировщик Heinkel Не 111, но когда стали доступны архивные документы вражеской сто роны, стало известно, что это был бомбардировщик Junkers Ju 88А-5 из со става б-й эскадрильи 30-й бомбардировочной эскадры «Адлер» (6./KG 30 «Adler»). Экипаж: унтер-офицер Рейнхард Шеллерн (Uffz Reinhard Schellern), фельдфебель Хейнц Иройс (Fw Heinz Ireus), ефрейтор Георг Креки (Gef Georg Crecki), ефрейтор Исков Фиртель (Gef Iskow Viertel) - утонул в водах Кольского залива вместе со своим самолетом. W _ Глава 4. МУРМАНСК ПОД БОМБАМИ__________ _____ В воздухе... Что касается противостояния нашей авиации с люфтваффе, то в 1941 году оперативное господство в воздухе в районе Мурманска уверенно удерживали наши советские летчики. Вражеские самолеты, активно действуя как над линией фронта, так и в нашем ближнем тылу, как правило, избегали вести воздушные бои с наши ми истребителями. Это прежде всего объясняется тем, что на нашей сторо не было подавляющее численное превосходство в истребительной авиации. На Мурманском направлении двум эскадрильям одномоторных Messerschmitt Bf 109Е (20 самолетов) и одной эскадрильи двухмоторных истребителей Messerschmitt Bf HOC (12 самолетов) противостояло в общей сложности более 150 советских истребителей ВВС 14-й армии (145-й и 147-й ИАП) и Северного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz