Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

І Судя по показаниям немецкого летчика на допросе, он был подбит огнем зенитной артиллерии в районе североморского аэродрома Ваенга. Мотор стал давать перебои, затем и совсем перестал вращаться воздушный винт. Переле­ тев на левый берег Кольского залива, капитан Лоевски произвел вынужденную посадку на одно из многочисленных озер. Отсюда можно предположить, что его сбили зенитчики из состава 5-го ОЗАД Северного флота, чьи зенитные ба­ тареи были расположены в районе Ваенги и губы Грязная. Капитан Лоевски стал первым немецким летчиком, взятым в плен в Запо­ лярье. Всего же летчиков люфтваффе в звании капитана на Полярном фронте за годы войны было взято двое. Вторым немецким летчиком в этом воинском звании, также сбитым огнем зенитной артиллерии над полуостровом Рыба­ чий, был капитан Ханс-Херман Шмидт (Hptm Hans-Hermann Schmidt) - коман­ дир 9-й эскадрильи 5-й истребительной эскадры (9./JG 5). Оба немецких лет­ чика после войны вернулись из плена и прожили долгую жизнь. Будет не лишним напомнить, что первый вражеский самолет в районе Мурманска был сбит 24 июня 1941 года старшим лейтенантом Борисом Са­ фоновым. Долгое время считалось, что это был немецкий бомбардировщик Heinkel Не 111, но когда стали доступны архивные документы вражеской сто­ роны, стало известно, что это был бомбардировщик Junkers Ju 88А-5 из со­ става б-й эскадрильи 30-й бомбардировочной эскадры «Адлер» (6./KG 30 «Adler»). Экипаж: унтер-офицер Рейнхард Шеллерн (Uffz Reinhard Schellern), фельдфебель Хейнц Иройс (Fw Heinz Ireus), ефрейтор Георг Креки (Gef Georg Crecki), ефрейтор Исков Фиртель (Gef Iskow Viertel) - утонул в водах Кольского залива вместе со своим самолетом. W _ Глава 4. МУРМАНСК ПОД БОМБАМИ__________ _____ В воздухе... Что касается противостояния нашей авиации с люфтваффе, то в 1941 году оперативное господство в воздухе в районе Мурманска уверенно удерживали наши советские летчики. Вражеские самолеты, активно действуя как над линией фронта, так и в нашем ближнем тылу, как правило, избегали вести воздушные бои с наши­ ми истребителями. Это прежде всего объясняется тем, что на нашей сторо­ не было подавляющее численное превосходство в истребительной авиации. На Мурманском направлении двум эскадрильям одномоторных Messerschmitt Bf 109Е (20 самолетов) и одной эскадрильи двухмоторных истребителей Messerschmitt Bf HOC (12 самолетов) противостояло в общей сложности более 150 советских истребителей ВВС 14-й армии (145-й и 147-й ИАП) и Северного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz