Кичигин, В. П. Териберка от царизма до... / Владимир Кичигин. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2025. - 272 с. : ил., цв. ил., портр., факс., табл.
лось право выйти из них по постановлению райисполкомов, утверж денных краевым или облисполкомами. Такое разрешение давалось в том случае, когда эти лица «на деле доказали лояльность к Советской власти и неукоснительно выполняли возложенные на них обязанно сти». Вышедшие из состава спецпосёлков не могли оставаться в пре делах данного района и возвратиться в пределы того края, откуда они были высланы, а также проживать в крупных промышленных центрах. Таким образом, после восстановления в правах гражданства спецпе- реселенцы по-прежнему оставались на положении ссыльных. Поэто му до 1954 года большинство восстановленных в правах гражданства спецпереселенцев состояли на спецучете и по-прежнему проживали в спецпосёлках. Нарушение спецпереселенцами правил внутреннего распорядка в посёлках, уклонение от выполнения поручений или работы и плано вых заданий, а также совершение мелких бытовых преступлений влек ло за собой административное взыскание в виде штрафа до 100 рублей или ареста до 30 суток, налагаемых комендантом посёлка с утвержде нием начальника районного административного отдела. За соверше ние преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса (за изъятиями, указанными в статье 19), спецпереселенцы направлялись в исправительно-трудовые лагеря по постановлениям ОПТУ. Управле ние спецпосёлками первоначально (в 1930— 1931 гт.) осуществлялось краевыми, областными административными управлениями через на значенных ими по согласованию с райисполкомами и органами ОГПУ комендантов посёлка. Комендант назначался в каждый спецпосёлок. При коменданте состоял технический персонал, определенный крае вым административным управлением. Наём работников техперсонала назначался по согласованию с органами ОГПУ. Для обеспечения на территории посёлка порядка и безопасности при коменданте состояли милиционеры в количестве от 1до 4 человек, из расчёта — 1 милиционер на 50 семей спецпереселенцев. Комендан ту спецпосёлка предоставлялись права районного административного отдела и сельсовета. Права и обязанности коменданта определялись инструкцией НКВД РСФСР по согласованию с ОГПУ. В своей дея тельности комендант спецпосёлка подчинялся краевому, областному административному управлению и председателю райисполкома, а с 1931 года — коменданту районной спецкомендатуры. Для объединения работы ведомств по устройству спецпереселен цев и их обслуживанию при крайоблисполкоме создавалось постоян ное совещание под председательством начальника административно го отдела в составе представителей ОГПУ, земельного управления, народного хозяйства и отделов труда, народного образования и здра воохранения. В составе краевого (областного) административного управления создавалась инспекция по спецпосёлкам, штаты которой 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz