Кольский Оленеостровский могильник, 1925-2013 = Kola Oleneostrovsky cementery, 1925-2013 / Колпаков Е. М., Мурашкин А. И., Хартанович В. И., Шумкин В. Я. ; Институт истории материальной культуры РАН, Кольская археологическая экспедиция [и др.]. - Санкт-Петербург ; Вологда : Древности Севера, 2019. - 479 с. : ил., цв. ил.
Kola Oleneostrovsky cemetery 5. Лодки-кережки. Т аким образом можно заключить, что большая часть исследованных нами погребений была совершена в лодках-кережках, возможно, специально изготовленных для этого. Причём сделаны лодки-кережки достаточно тщательно, с очевидной заботой об их герметичности (замазка смолой сучков в досках, ряда швов и стыков между крышками и бортами). Вероятнее всего, лодки-кережки служили не только для погребения, но и для транспортировки умерших, которых помещали в лежачем положении на дно лодок. Наиболее вероятно, что погребённых в могильнике смерть настигала не на острове, а на материке, в пределах более или менее обширной округи, и поэтому умерших необходимо было транспортировать по суше и по морю, чтобы добраться до места погребения. 6. Могильные ямы. Глубина могильных ям – 0.2–0.5 м от древней дневной поверхности. Погребения в коллективных «склепах» 16, 17, 19 были совершены в отдельных могильных ямах и не одновременно (исключая 17-4 с 17-5). Могильные ямы как бы прикапывались одна к другой, не нарушая друг друга. В пользу этого говорят разные глубина и длина соседних индивидуальных могильных ям, иногда расхождения в ориентировке , а между 17 - 3 и 17 - 4 е сть и незначительная материковая перегородка. Костяк 17-5 грудного младенца был заключён, скорее всего, в колоду (деревянную люльку), которая была вложена в лодку погребения 17-4. 5. Boats-kerezhkas. T hus, it can be concluded that most of the bodies were buried in boats-kerezhkas specially made for this purpose. They were made very carefully, with much attention paid to their impermeability (calking of joints between the boards and lids and meticulous sealing of knotholes on the bottom). In all likelihood, they served not only to bury the dead but also to transport their bodies to the place of interment. Most likely, the people buried at the cemetery had died elsewhere on the mainland, and it was necessary to transport their bodies both by land and sea to get to the burial site. 6. Grave pits. The depth of grave pits is 0.2–0.5 m from the ancient ground surface. The bodies found in collective graves 16, 17 and 19 were buried in separate grave pits and not simultaneously (excepting 17-4 with 17-5). Grave pits were added side-by-side to one another not destroying each other. This is evidenced by the fact that neighboring grave pits vary in depth and length and sometimes have different orientation, whereas pits 17-3 and 17- 4 are separated by a small partition-wall of native soil. The skeleton of an infant designated as burial 17-5 appears to have been placed in a wooden cradle which, in turn, was placed inside the boat in burial 17-4. Анализ данных Data analysis Погребения 19-3 и 19-4 занимают особое место: для них была устроена общая могильная яма с поперечным настилом на дне и укреплением стенок (продольных – 1–2 бревнами, поперечных – вертикально стоявшими досками, на которые опиралось перекрытие камеры). О соотношении костяков 17-2 и 17-3 (женщина и подросток) трудно сделать определённое заключение. Вполне возможно, что они были захоронены вместе в общей деревянной конструкции, от которой остался продольный деревянный настил на дне могильной ямы и такое же перекрытие. Однако, поскольку эти настил и перекрытие все-таки имели небольшой разрыв между погребениями, то не исключено, что эти погребения были совершены раздельно, а учитывая конструкции других погребений могильника, нельзя исключить, что и здесь были своего рода лодки-кережки . Burials 19-3 and 19-4 stand out among the rest. They were made in a common grave pit with transverse flooring and strengthened walls (longitudinal walls were strengthened by 1–2 beams, and transversal ones by vertical planks which supported the grave cover). The relationship between skeletons 17-2 and 17-3 (woman and juvenile) remains unclear. It is quite possible they were buried in a common wooden construction, represented by the remains of wooden flooring (on the bottom) and wooden cover. However, since both the floor and the cover were separated by small gaps between the graves, one cannot rule out the possibility that these burials were made separately. And taking into account the designs of the other burials of the cemetery, there could be some kind of kerezhka boats there too. 463
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz