Кольский Оленеостровский могильник, 1925-2013 = Kola Oleneostrovsky cementery, 1925-2013 / Колпаков Е. М., Мурашкин А. И., Хартанович В. И., Шумкин В. Я. ; Институт истории материальной культуры РАН, Кольская археологическая экспедиция [и др.]. - Санкт-Петербург ; Вологда : Древности Севера, 2019. - 479 с. : ил., цв. ил.

Реконструкция погребальных сооружений и элементов погребального обряда 1. Гробовища. Гробовища в погребениях 15, 16 (4 шт.), 17-4, 19 (5 шт.) весьма напоминают лодки или сани-кережки. Доказать ни то, ни другое невозможно, поскольку лодки и кережки имеют мно г о обще г о . В мо гильник е г робовища фиксируются по тончайшему древесному тлену и отдельным фрагментам дерева (расчистка которых требует большого искусства и навыков), а многие их детали просто не сохранились. Однако есть признаки говорящие в пользу лодок. Это смоление стыка между гробовищем и крышкой, и особенно смоление некоторых участков и сучков на днище, причём с внешней стороны. При волочении кережки выступающие наружу сгустки смолы были бы сорваны, не говоря уже о том, что герметизация сучков в корпусе необходима только при плавании. Косвенным свидетельством в пользу лодок является также положение погребённых головой в нос лодки. Возможно и компромиссное решение: кережки с покойниками волочили по суше, затем герметизи- ровали составом на основе смолы и переправляли на буксире через морской пролив на остров к месту погребения. Вероятнее всего, лодки-гробовища были специально изготовлены для погребальной процедуры по технологии изготовления настоящих лодок. Они вряд ли соответствуют настоящим лодкам для плавания по морю из-за своей недостаточной длины. В то же время они значительно больше, чем этнографически известные сани-кережки саамов (хотя были грузовые кережки длиной до 2 м). Кольский Оленеостровский могильник Анализ данных Data analysis Reconstruction of burial constructions and burial rite elements 1. Coffins. Coffins found in burials 15, 16 (4 items), 17- 4 and 19 (5 items) resemble boats or sledges-kerezhkas. The latter two are hard to differentiate since they have many traits in common. The coffins can be identified due to the presence of thinnest layers of wood decay and isolated fragments of wood (their clearing demands special skills and abilities), and many of their details are missing. However, there are some features that speak in favor of boats. They include the presence of pieces of tar between the coffin and its lid, and the presence of what looks like tar plugs and appears to have been used for filling knotholes in the bottom. Such calking is necessary only for sailing, and, on the other hand, moving (dragging) boats on dry land would damage the tarring. The fact that bodies are positioned with their head towards the front of the boat too can be taken as an indirect evidence in favor of boats. It is also possible that kerezhkas with dead bodies were first moved on dry land to the shore, after which they were carefully sealed with tar, and then rafted in tow across the bay to the burial place on the island. In all likelihood, the boats-coffins were purposefully made for funeral ceremonies with the use of true boat- making technologies. They are shorter than real sea boats, but much longer than the ethnographically known Saami kerezhkas (though some cargo kerezhkas were up to 2 m long). Схематичная графическая реконструкция коллективного погребения в лодках-кережках (автор Дарина Абдуллина) Sketchy graphic reconstruction of a collective burial in boats- kerezhka (by Darin Abdullina) 460

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz