Керт, Г. М. Саамский язык : (Кильд. диалект): Фонетика. Морфология. Синтаксис. - Электрон. дан. (1 файл: 196 МБ). - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. - 364 с.

20 ООО г ц . ) . Надо п о л а г а т ь ,ч т о в процессе развития слуховой аппа­ рат формировался в неразрывной свя зи с произносительным. И в си­ лу этого произносительный аппарат в процессе филогенеза в своей функции ( т . ѳ . в смысле произнесения звуков определенной длины волн, высоты, тембра и т . д . ) координировался с органом с л у х а . На первом этапе в коре головного мозга формируется "модель звуков" из з ап ас а звуков , который проф. Н.И. Жинкин называет "устойчивой решеткой фонѳм"^ и посредством комбинаций которых составляются слова . Звуковая речь дала громадный толчок для развития мышления; образы,понятия,возникающие в мозгу человека,получили материальную опору в виде комбинаций звуков , причем вероятность создания этих комбинаций неисчислима 2 . Однако было бы неверным утверждать, что слова составляются в р е зуль т ате отбора соответствующих звуков из этой кладовой . В долговременной памяти человека хранятся модели слов , которым соответствуют определенные комплексы кл е ток . "В р е ­ зультате сравнения информация кодируется новым кодом - кодом слов и п ередается на следующий этаж коры. Так формируется новая времен­ ная модель информации, записанная уже более экономным кодом сло в . Снова производится сравнение с моделями кода, на сей раз - кода фраз, и информация п ередае т ся на следующий этаж.Там произойдет т * Н.И.Ж и н к и н. Исследование внутренней речи по методике центральных речевых помех. Изв. АПН РСФСР, в ы п . И З , I 9 6 0 , с т р . 141. 2 Вместе с тем нельзя утверждать, что язык в виде движущихся слоев воздуха или его графического изображения являе т ся единст­ венной опорой человеческого мышления. Пример глухонемых являе т ся достаточно показательным.Опорой мышления могут быть образы, полу­ ченные в р е зуль т ат е зрительных и кинѳстезических раздражений.Воз­ никла даже наука , изучающая внеязыковое общение, - паралингвисти­ к а . Другое дело, что язык является одним из самых совершеннейших средств функционирования (общения) людей между собой и практичес­ ки не имеет каких-либо границ для дальнейшего развития ,служа опо­ рой для развивающегося человеческого мышления.Особенно важна спо­ собность языка к обобщению (буквально "называнию")абстрактных по­ нятий, что другими средствами практически невозможно. Информация о предметах, явлениях объективной действительнос­ ти в коре головного мозга не только хранится в виде слов (компле­ кса звучаний или его графического изображения), но и имеет опору в виде зрительных,кинестезических и других обра зов . Доказательст­ вом этому служит простейший опыт.Если ыы произнесем слово " с т о л " , у каждого человека возникнет вполне конкретное,но свое представ - ление о столе.Не приходится говорить уже об абстрактных терминах; по поводу многих из них идут бесконечные споры, поскольку каждый человек вкладывает в термин свое ,н есколько отличное от других по­ нятие в соответствии с накопленной им информацией. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz