Саамские сказки [Текст] : [сборник / сост., авт. предисл. и примеч. Е. Я. Пация] ; под ред. Г. М. Керта. - Электрон. дан. (1 файл : 259 МБ). - Мурманск : Кн. изд-во, 1980. - 328 с.

мают эти существа и в прекрасном цикле сказок о Найнасе и его невесте, о Солнце и его жене. В этих старых мифических сюжетах выражены представ­ ления древнего саама о светилах (Солнце, Л уне), о звездах, а такж е о таинст­ венных сполохах, освещающих ночное полярное небо. В сказках о том, как саам ходил за Солнцем, надо полагать, сюжетная линия заимствована из сказки о Солнце и его жене. В сказании о Солнце саам , муж солнцевой сестры, приходит к нему в гости, чтобы доказать ему свое родство. Необыкновенный народ — чахкли, маленькие, голые люди, живущие под землей. Эти волшебные существа — герои волшебных сюжетов, бытовых и ге­ роических. В зависимости от ситуации их наделяют и различными человече­ скими чертами. Еще в конце XIX века многие сказители утверждали, что сами видели чахкли. Его легко поймать, надо только оставить каньгу (летняя обувь) с длинной оборой. Чахкли чаще глуп и повторяет за человеком все его движения (75, 76, 77, 78). Тотемно-волшебные сказки о животных. Трудно найти сказки в саамском фольклоре, которые можно было бы в чистом виде отнести к ж анру сказок о животных. Сказки о животных, записанные Щеколдиным, Брискиным, Хару- зиным, являются русскими сказками и даж е не претерпевают тех изменений, после которых можно было говорить о каких-либо элементах заимствования. Это просто переводы на саамский язык. Тотемизм, как древнейшая религия, характерен и для саамов и предпола­ гал кровную связь с диким северным оленем, а такж е допускал кровную связь с другими видами животных, что и нашло отражение в целом ряде сказок. Древний охотник-саам не видел в животном врага, объект его охоты скорее был священным животным (почитание дикого оленя-хирваса, запрет на убий­ ство вож ака стада); среди саамских обрядов сохранились элементы, остатки празднеств, посвященных медведю. Один из циклов сказок посвящен брачным связям человека и оленя. Человек в этих сказках, как правило, не имеет имени, олень-хнрвас женится на женщине, но, не выдержав долгого общения с человеком, уходит в лес, уводит за собой детей и становится объектом охо­ ты. В сказках этого типа выражены постоянные контакты охотников-саамов с окружающим его животным миром. Охотничий закон запрещал убивать «пере­ дового хирваса», не выполнившие этого запрета несли кару. Олени покидали места, где был убит вожак, для саама наступал голод. Следующий цикл о медведе-оборотне Тале. В сказках медведь не страш ­ ный, а скорее плутоватый, его не боятся, и, как правило, он побеждается даж е хитростью маленьких детей и наказывается. Много вариантов сказок о браке женщины с полузверем. Послушной и доброй должна быть невеста, мать по- лузверя выбирает невесту. Л асковая, работящая женщина, которая хорошо относится к чудовищу, вознаграждается за это любовью, а полусобака пре­ вращ ается в красивого человека. В ряде сказок частым героем является лиса, которая живет совместно с саамом и наделена всеми чертами, чаще всего отрицательными, свойствен­ ными человеку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz