Саамские сказки [Текст] : [сборник / сост., авт. предисл. и примеч. Е. Я. Пация] ; под ред. Г. М. Керта. - Электрон. дан. (1 файл : 259 МБ). - Мурманск : Кн. изд-во, 1980. - 328 с.

рассказывает о богатырях, которые вступают в открытый бой с врагом (2, 3, 7, 11). Появление такого рода спасителя вызвано влиянием русского героиче­ ского эпоса. Нередко в героических сказках саамский народ прибегает к по­ мощи колдунов-нойдов (26, 30, 41, 42, 43, 49). В борьбе с чудью саамов из бе­ ды выручают и сказочные существа чахклыны, карлики, живущие под зем­ лей (27, 29). Исторические и героические сказки и сказания устного творчества саамов не имеют каких-либо определенных циклов. Эго отдельные рассказы о том, как удалось саамам спастись от своих врагов. В этом ж анре устного творче­ ства саамов очень четко определялись морально-этические представления на­ рода. Волшебные сказки. Устное творчество изобилует сверхъестественными су­ ществами. Записанные сравнительно недавно сказки успели претерпеть слож ­ ные изменения. Со старыми верованиями на протяжении долгого времени вело борьбу христианство, и сказка обогащается ранее несвойственными представле­ ниями; в одном и том ж е произведении уживается и древний сейд, и герой из христианских преданий. В некоторых сказках отражен протест против старых верований. Дошедшая до нас часть устного творчества саамов может быть представ­ лена в следующих циклах: о сейдах, о нойдах, о Сталло-стале, об аддзь, о Най- насе и его невесте, о чахкли. С ей ды— священные камни саамов. Сведения о сеидах имеются у авторов XVII века: Торнея, Шефферуса, позднее у М. А. Кастрена, Н. Н. Харузина и других. По мнению исследователей, в поклонении сейдам у саамов проявля­ ются две линии верований. С одной стороны, этот культ связан с поклонением предкам (сейды антропоморфного вида), с другой — сейды рассматриваются как покровители промыслов (охоты, рыболовства). В некоторых сказках отра­ жен протест против старых верований и представлений, они посвящены борьбе с сейдами. Н апример) сейды наложили запрет на лов рыбы нлп сердитые сейды запрещают проезжать около своих жилищ; в других сказках некогда могу­ щественный сейд покидает свое жилище и переселяется подальше от людей. Другим мифическим героем сказок был нойд. Стать нойдом мог любой че­ ловек: и мужчина, и женщина, если ему было знамение. Нойдов побаивались, но к их помощи прибегали и в борьбе с врагами, нойдов просили привести оле­ ней из чужих земель (52, 53, 62, 63). Мертвого нойда боялись, считалось, что его не может взять земля, и в этом проявлялся страх саамов перед загробным миром. В дошедших до нас сказках о Сталло-сгале тоже описаны представле­ ния лопарей о загробном мире (71, 72, 73). По всей видимости, сюжеты, дошед­ шие до нас, представляют собой отрывки некогда обширного цикла. Другим сверхъестественным существом саамской сказки является аддзь — женщина-лягушка, или женщина-паук. Это существо живет на березе, бросает­ ся мужчинам на шею и заставляет на себе жениться, съедает прежнюю жену и детей; в других сказках она ворует мальчиков у одиноких женщин и лишает их кормильца (79, 80—86). В некоторых сказках действуют дети аддзь, кото­ рые такие ж е отвратительные, как и их мать (88). Активное участие прини

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz