Саамские сказки [Текст] : [сборник / сост., авт. предисл. и примеч. Е. Я. Пация] ; под ред. Г. М. Керта. - Электрон. дан. (1 файл : 259 МБ). - Мурманск : Кн. изд-во, 1980. - 328 с.
рассказывает о богатырях, которые вступают в открытый бой с врагом (2, 3, 7, 11). Появление такого рода спасителя вызвано влиянием русского героиче ского эпоса. Нередко в героических сказках саамский народ прибегает к по мощи колдунов-нойдов (26, 30, 41, 42, 43, 49). В борьбе с чудью саамов из бе ды выручают и сказочные существа чахклыны, карлики, живущие под зем лей (27, 29). Исторические и героические сказки и сказания устного творчества саамов не имеют каких-либо определенных циклов. Эго отдельные рассказы о том, как удалось саамам спастись от своих врагов. В этом ж анре устного творче ства саамов очень четко определялись морально-этические представления на рода. Волшебные сказки. Устное творчество изобилует сверхъестественными су ществами. Записанные сравнительно недавно сказки успели претерпеть слож ные изменения. Со старыми верованиями на протяжении долгого времени вело борьбу христианство, и сказка обогащается ранее несвойственными представле ниями; в одном и том ж е произведении уживается и древний сейд, и герой из христианских преданий. В некоторых сказках отражен протест против старых верований. Дошедшая до нас часть устного творчества саамов может быть представ лена в следующих циклах: о сейдах, о нойдах, о Сталло-стале, об аддзь, о Най- насе и его невесте, о чахкли. С ей ды— священные камни саамов. Сведения о сеидах имеются у авторов XVII века: Торнея, Шефферуса, позднее у М. А. Кастрена, Н. Н. Харузина и других. По мнению исследователей, в поклонении сейдам у саамов проявля ются две линии верований. С одной стороны, этот культ связан с поклонением предкам (сейды антропоморфного вида), с другой — сейды рассматриваются как покровители промыслов (охоты, рыболовства). В некоторых сказках отра жен протест против старых верований и представлений, они посвящены борьбе с сейдами. Н апример) сейды наложили запрет на лов рыбы нлп сердитые сейды запрещают проезжать около своих жилищ; в других сказках некогда могу щественный сейд покидает свое жилище и переселяется подальше от людей. Другим мифическим героем сказок был нойд. Стать нойдом мог любой че ловек: и мужчина, и женщина, если ему было знамение. Нойдов побаивались, но к их помощи прибегали и в борьбе с врагами, нойдов просили привести оле ней из чужих земель (52, 53, 62, 63). Мертвого нойда боялись, считалось, что его не может взять земля, и в этом проявлялся страх саамов перед загробным миром. В дошедших до нас сказках о Сталло-сгале тоже описаны представле ния лопарей о загробном мире (71, 72, 73). По всей видимости, сюжеты, дошед шие до нас, представляют собой отрывки некогда обширного цикла. Другим сверхъестественным существом саамской сказки является аддзь — женщина-лягушка, или женщина-паук. Это существо живет на березе, бросает ся мужчинам на шею и заставляет на себе жениться, съедает прежнюю жену и детей; в других сказках она ворует мальчиков у одиноких женщин и лишает их кормильца (79, 80—86). В некоторых сказках действуют дети аддзь, кото рые такие ж е отвратительные, как и их мать (88). Активное участие прини
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz