Саамские сказки [Текст] : [сборник / сост., авт. предисл. и примеч. Е. Я. Пация] ; под ред. Г. М. Керта. - Электрон. дан. (1 файл : 259 МБ). - Мурманск : Кн. изд-во, 1980. - 328 с.

ма классификации сказочных жанров в данной книге решена достаточно у с­ ловно. Собранные тексты представлены в следующих разделах: героические и исторические сказания и сказки; волшебные сказки; тотемно-волшебные сказки о животных; бытовые сказки. В устном народном творчестве саамов в одну сказку объединяются не­ сколько сюжетов из различных жанров. Это значительно осложняет отнесение произведения к тому или иному жанру. Героические и исторические сказания и сказки. У каждого из собирателей есть тексты, которые показывают борьбу саамского народа со своими врагами. Богатства Кольского края издавна привлекали огромное количество желающих поживиться за чужой счет. Народ, живший разрозненно, небольшими погостами, не мог должным образом отражать натиск врагов. Саамам приходилось рассчи­ тывать на свою смекалку, хитрость, и в сказках нередко они прибегают к по­ мощи колдунов, которые вызывают внезапную метель или мороз в середине лета. В более поздних вариантах сказок саамского фольклора появляются бы ­ лины, посвященные героическим подвигам саамских богатырей. Только с X III века Кольский полуостров официально входит в состав Новгородской феодаль­ ной республики. Однако дань с саамов собирают не только новгородские сбор­ щики, но и норвежские. Правда, под властью Новгорода саамы стали не так беззащитны. На грабежи соседей русские отвечали походами и заставляли пра­ вителей соседних государств прекращать самовольные набеги. Саамский народ и русское население (русские поселялись вдоль побережья Белого моря) жили в мире, доверяя друг другу. Промысловые угодья распределялись равномерно. В фольклоре восточных саамов почти не сохранилось сюжетов борьбы с рус­ скими поселенцами. Д ля лопарской сказки характерно то, что она всегда привязана к конкрет­ ной местности. В. В. Немирович-Данченко пишет: «Н ужно отдать справедли­ вость художественному чутью лопарей. Все легенды они приурачивают к са­ мым живописным местам своих пустынь. Чуть потаинственнее варака, чуть по- красивеее островок посреди леса, чуть пограндиознее водопад — лопарь непре­ менно сделает их ареною какой-нибудь стародавней были». Красному камню Хибинских гор посвящены легенды «Ляйн» (6), «Каменный остров» (32). К рас­ ный камень — кровь врагов, разбрызганная по тундре. В падуне гибнет боль­ шое количество врагов, которые хотели с помощью проводника добиться лег­ кой удачи (20, 21). «Заклятая гора» (30) — чудь гибнет, подслушав тайные з а ­ клинания саамов. Но гора так и остается как бы расколотой на две половины, потому что вместе с чудью погибла саамская девушка-пленница. Саамы борются с врагом хитростью. Смекалистые женки опускают одежду разбойников в прорубь, и враг замерзает (24, 25). Саамы заманивают чудь в горы и устраивают снежный обвал (34). Жестоко наказывают они за преда­ тельство (17). Интересна сказка. «Охотник», записанная Алымовым. Сами враги убивают своих помощников, поскольку нет поступка более тяжкого, чем пре­ дательство (13). Небольшое количество сказок из героических преданий саамов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz