Керт, Г. М. Саамская топонимная лексика / Г. М. Керт. - Электрон. дан. (1 файл: 67,9 МБ). - Петрозаводск : [б. и.], 2009. - 182 с.

69 в записи святого Лазаря Мурманского. Как видно из этой записи, саамов (лоплян) и вепсов (чудь) уже идентифицировали в качестве самостоятельных этносов. Живая память народа донесла сведения о пребывании саамов на севере Карелии. Так, в 1947 г. В. Евсеев записал от сказительницы Марии Михеевой (род. в 1885 г. в д. Алаярви Калевальского рай­ она) два предания о пребывании саамов (лапландцев) в этих мес­ тах. Из текстов можно узнать, что саамы «жили в землянках», «за­ пускали невод», строили «запруды», были православными: «они осенили лицо крестным знамением». Важное доказательство пребывания саамов в Карелии - архео­ логические памятники. Своеобразными и характерными памятни­ ками саамского этноса являются сейды. Сейдами, по утвержде­ нию Т. Итконена, саамы называли выделяющиеся по размерам или по форме камни, а также скалы, в которых, по их представле­ ниям, жили боги или духи, пни и деревянные столбы, которые посвящали богам (Itkonen, 1948. S. 310). Сейды обнаружены под Шуньгой, около д. Высокая Нива, на острове Ратколье (Агапитов, Логинов, 1993. С. 111). Подробно о сейдах в Карелии смотри ста­ тью И. С. Манюхина «Культовые места саамов в Карелии (2003). В связи с сейдами интересно отметить, что рядом с этими культо­ выми местами, как правило, всегда наблюдается скопление саам­ ской топонимии. Уместно также напомнить о том, что Д. Бубрих (1948), занима­ ясь этнонимией Карелии, обратил внимание на то, что некоторые карелы своих северных соседей называли лаппи. В топонимии важно не только то, как называют тот или иной географический объект, но и кто называет. Как справедливо заме­ тил известный исследователь топонимии А. И. Попов, «местные названия, связанные с племенными, возникают чаще всего в облас­ тях соприкосновения двух или нескольких племен» (Попов, 1993. С. 59). «Племенные» названия возможны только в том случае, ко­ гда один этнос четко идентифицирует себя по отношению к друго­ му, причем это название часто может не совпадать с самоназвани­ ем этноса. Саамы себя называют saam, sabme. Здесь же А. Попов приводит извлеченное из «Писцовой книги Обонежской пятины» племенное название Лопь на территории

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz