Керт, Г. М. Саамская топонимная лексика / Г. М. Керт. - Электрон. дан. (1 файл: 67,9 МБ). - Петрозаводск : [б. и.], 2009. - 182 с.
68 В топонимии явственно прослеживаются следы как саамской, так и прибалтийско-финской топонимии. Собственно саамская топо нимия наиболее надежно идентифицируется субстратным слоем лексики. Приведенные А. Матвеевым материалы свидетельствуют о том, что саамская топонимия могла восприниматься как русским языком, так и прибалтийско-финскими. Такие топонимы, как Няльмозеро, Нюхчручей, Енгозеро, Тохтозеро, могли возникнуть при прямом заимствовании из саамского, ср.: n'al'l'm (кильдинский диалект) ‘устье, рот’, n'uhhč ‘лебедь’, jonng ‘брусника’, tohht ‘гагара’. Топонимы типа Чухченема, Лумплахта первоначально могли быть заимствованы прибалтийскими финнами у саамов (ср. саамск. čuhhč ‘глухарь’, luemman ‘морошка’ и фин. niemi ‘мыс’ (niemi в nema), lahti ‘залив’ и впоследствии русскими у прибалтий ских финнов (Матвеев, 1976. С. 65-66). Субстратные саамские топонимы в русском употреблении, ес тественно, прошли фонетическую и морфологическую адаптацию в соответствии с законами русского языка. Важным индикатором пребывания саамов на определенной территории являются исторические источники, а также топони мы, в основе которых лежат этнонимы - названия националь ных общностей. О пребывании саамов на восточной окраине Европейского Се вера России имеются косвенные сведения. Так, Т. Лукьянченко (1980) пишет о том, что современное население п-ова Канин, так называемых канинских ненцев, еще в начале нашего века соседние русские и коми называли лопарями. Кроме того, некоторые осо бенности культуры канинских ненцев сходны с саамскими. Так, очень похожи головные уборы канинских ненцев и саамов. Лодка, которой пользуются канинские оленеводы во время перекочевок, напоминает по форме лопарскую кережу. Интересна также и не нецкая промысловая обувь - тоборки с отрезными голенищами, как бы пришитыми к саамским каньгам. 2. Карелия. О пребывании саамов на территории Карелии поми мо топонимических данных свидетельствуют письменные памят ники, устные предания, археологические находки, этнографиче ские сведения и этнонимия (Керт, 1997). О первоначальном пись менном документе о саамах на территории Карелии мы упоминали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz