Керт, Г. М. Саамская топонимная лексика / Г. М. Керт. - Электрон. дан. (1 файл: 67,9 МБ). - Петрозаводск : [б. и.], 2009. - 182 с.

14 твердости и мягкости. В 1933 г. вышел из печати «Букварь», подготовленный 3. Черняковым. В 1932 г. в ИНСе училось около 20 саамов из различных районов Мурманской области. С 1934 г. увеличивается выпуск учебной литературы на саамском языке. В 1933/34 учебном году в начальных классах семи школ г. Мурманска было введено обучение на родном языке, а в об­ ласти обучение саамских детей и подростков проходило в 17 школах. Всего в 1933/34 учебном году обучалось на саам­ ском языке 260 детей. Школ с саамским контингентом учащихся было 5 (вороньинская - 30, семиостровская - 22 из общего чис­ ла учащихся 24, иоканьгская - 27 из 30, лумбовская - 23, киль- динская - 18; в нотозерской школе было 38 саамов из общего числа учащихся 74 человека). Обучение на саамском языке про­ ходило только в 1-2 классах, в остальных классах саамский язык преподавался как предмет. Работа по внедрению письменности требовала подготовки кад­ ров, знающих саамский язык. С этой целью в г. Мурманске в 1933/34 учебном году были открыты специальные курсы для рус­ ских учителей. Кадры учителей, кроме Института народов Севера в Ленинграде, готовил Мурманский педагогический техникум, где было саамское отделение. В 1931/32 учебном году на отделении было 11 учащихся, в 1932/33 - 25 и в 1933/34 - 32. Для повышения квалификации учителей работали краткосрочные курсы, на кото­ рых вели занятия 3. Черняков и А. Эндюковский. С 1933 по 1936 г. такие курсы открывались дважды в Мурманске и один раз в Ленинграде. С 1937 г. саамская письменность, как и письменность других народов Севера, переводится на русский алфавит. В этом же году издается новый «Букварь», подготовленный А. Эндюковским; в его переводе выходят учебники арифметики и книги для чтения (Керт, 1967. С. 110-115). Особо следует отметить исследование А. Эндюковского (1937) по саамскому языку. В целом почти аде­ кватно был определен состав фонем, выявлены морфологические категории частей речи, представлены краткие сведения, характе­ ризующие различия по диалектам. Много сил затрачено автором на исследование закономерностей чередования гласных и соглас­ ных основы имени и глагола в парадигме склонения и спряжения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz