Прибалтийско-финские народы России / [Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Ин-т яз., лит. и истории Карел. науч. центра] ; отв. ред. Е. И. Клементьев, Н. В. Шлыгина. - Москва : Наука, 2003. - 670, [1] с., [10] л. ил. : ил. – Из содерж.: Общие сведения / Г. М. Керт. - С. 39-42 ; Этногенез саамов / Г. М. Керт. - С. 43-48 ; Саамский язык / Г. М. Керт. - С. 49-57 ; Фольклор, музыкальная культура и литература / Г. М. Керт, И. К. Травина. - С. 136-147.
венный археолог В.Я. Шумкин. Он полагает, что представление о былом широ ком расселении саамов (или протосаамов) и их активном участии в этногенезе других народов не соответствует действительности и что археологические дан ные достаточно определенно свидетельствуют, что саамское население никогда не выходило за пределы Фенноскандии ( Шумкин , 1990. С. 127). Петрозаводский археолог, М.Г. Косменко, полагает, что раннесаамский эт нос следует связывать с культурой лууконсаари южной Карелии и Финляндии и северной керамикой “арктического” типа (Косменко М., 1993. С. 201). Таким образом, среди археологов нет единого мнения ни о соотношении ранних археологических культур с протосаамским населением, ни о самом про цессе формирования саамского этноса. Археология может установить хронологию пластов культур, но во многих случаях это не дает убедительных оснований для определения языковой принад лежности населения, создавшего эту культуру. Поэтому основным приемом для определения этнической принадлежности носителей археологической культу ры служит сопряжение лингвистических фактов с данными археологии. Так, на основе балтийских заимствований в прибалтийско-финских и саамских языках вполне убедительно установлено, что языковые контакты прибалтийских фин нов и саамов прекратились в V в. н.э. Рассматривая проблемы этногенеза саамов, нельзя обойти и тех данных, ко торыми располагает антропология. По своему антропологическому типу саамы существенно отличаются от других народов прибалтийско-финской языковой группы. Этот тип принято называть именно лапоноидным (Марк, 1982. С. 132). Исследования групп крови современных саамов, проведенные в 1960-1970 гг. финляндским исследователем А.-В. Эрикссоном, привели его к выводу, что предки саамов имели во многом уникальную генетическую характеристику, что прослеживается и в наши дни ( Eriksson , 1974)*. Особое положение саамов среди прибалтийско-финских народов подтверждают и данные дерматоглифики. Ос новываясь на обширном материале (в частности, и по саамам Финляндии) оте чественный специалист Г. Хить констатирует, что весь комплекс дерматогли- фических данных сближает саамов с монголоидным населением Сибири и рез ко отличает их от окружающих народов - шведов, финнов, карел, вепсов, коми и русских (Хить, 1982. С. 163). Ряд существенных уточнений в антропологию са амов внесены авторами сборника “Финно-язычные народы Северо-Западной России по данным физической антропологии”, вышедшем в 1991 г. (подробнее см. соответствующий раздел настоящего издания). Анализ данных всех приведенных дисциплин позволяет нам считать, что, во-первых, протосаамы до встречи с прибалтийско-финскими племенами не принадлежали к народам финно-угорской языковой семьи и, во-вторых, не бы ли автохтонами Фенно-скандинавского массива. Одним из важных доказа тельств этого служит субстратная лексика саамского языка, не имеющая соот ветствий в лексике финно-угорских языков. Эта лексика, по мнению Т.И. Итко- нена, составляет до одной трети словарного запаса саамского языка (Itkonen T.I., 1948. I. S. 165—168). Она отражает при этом жизненно важные для саамов поня тия окружающего ландшафта, флоры, фауны и т.д., а также другие базисные понятия: названия частей тела человека, терминологию, связанную с хозяйст венной деятельностью, и др. Например: kut’t’k - сердце, пігг - щека, čad’z ’ - во да, vuntas - песок, poav'n - кочка на болоте, k’ed’d ’k - камень, abbr' - дождь, *Данными по кольским саамам А.-В. Эрикссон не располагал. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz