Прибалтийско-финские народы России / [Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Ин-т яз., лит. и истории Карел. науч. центра] ; отв. ред. Е. И. Клементьев, Н. В. Шлыгина. - Москва : Наука, 2003. - 670, [1] с., [10] л. ил. : ил. – Из содерж.: Общие сведения / Г. М. Керт. - С. 39-42 ; Этногенез саамов / Г. М. Керт. - С. 43-48 ; Саамский язык / Г. М. Керт. - С. 49-57 ; Фольклор, музыкальная культура и литература / Г. М. Керт, И. К. Травина. - С. 136-147.
ГЛАВА 2 ЭТНОГЕНЕЗ СААМОВ аамский язык имеет значительные совпадения в морфологической струк туре и общность объема лексики, а также типологические сходства с финно-угорскими языками. Он наиболее близок к прибалтийско-фин- ским языкам, но в нем есть ряд признаков, отличающих его от остальных язы ков этой группы. Саамы значительно отличаются от своих ближайших языко вых родственников - прибалтийских финнов - и по данным физической антро пологии. Особняком в кругу прибалтийско-финских народов стоит и их тради ционная материальная и духовная культура. Все это послужило причиной дли тельных дискуссий о происхождении саамов. Основные теории нашли освеще ние в статье Ю.Х. Тойвонена “К проблеме протолопарей” ( Тоіѵопеп , 1949). Все они могут быть сведены к двум диаметрально противоположным точкам зрения или гипотезам. Согласно одной гипотезе саамы первоначально не принадлежали к числу финно-угорских народов. В глубокой древности этот арктический народ сопри касался с самодийскими племенами, позже вошел в контакт с прибалтийско- финскими племенами и воспринял от них язык*. Родоначальника этой теории, шведского ученого К.Б. Виклунда, поддерживали известный норвежский иссле дователь саамского языка Конрад Ниельсон и ведущий финский языковед Э.Н. Сетяля. Правда, Э. Сетяля считал, что соприкосновение протосаамов и финно-угров происходило еще в эпоху единого финно-угорского праязыка. По второй гипотезе саамы и финны (в широком смысле) представляли собой в древности единую общность с относительно единым языком. Северные племе на этой прафинско-саамской общности уже довольно рано освоили территорию современной Карелии и Финляндии. Примерно в V в. до н.э. связь между северны ми и южными племенами этого пранарода прервалась. Северные племена асси милировали аборигенов края, приобретя при этом их антропологические черты. Так сложился собственно саамский народ. Эту теорию с 1950-х годов энергично разрабатывал финский академик Эркки Итконен (Itkonen Е., 1960). Проф. М. Корхонен в обстоятельном исследовании “Введение в историю са амского языка” ( Korhonen , 1981) выдвигает как особую свою теорию контакт ных заимствований, согласно которой саамы (протосаамы), находясь в тесном контакте с прибалтийскими финнами, заимствовали их язык. По нашему мне нию, здесь мы имеем случай смены языка, что соответствует первой теории**. Многие лингвисты внесли свой вклад, с одной стороны, в поиски и изучение следов протосаамского языка и, с другой - на установление возможной общно сти саамского языка с самодийскими (Ю. Тойвонен, И. Шебештьен-Немет, П. Аристэ). Проблемой этногенеза саамов живо интересовались и интересуются ученые различных специальностей - языковеды, археологи, этнографы, * Известный отечественный финно-угровед Д. Бубрих, рассматривая эту проблему, подчер кивал, что прасаамские племена только контактировали с самодийцами, но не состояли с ними в генетическом родстве (не принадлежали к уральской семье языков). ** Краткий обзор литературы, посвященной этим теориям, приводится в нашей статье “Зна чение саамского языка для финно-угорского языкознания” ( Керт , 1958). 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz