Прибалтийско-финские народы России / [Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Ин-т яз., лит. и истории Карел. науч. центра] ; отв. ред. Е. И. Клементьев, Н. В. Шлыгина. - Москва : Наука, 2003. - 670, [1] с., [10] л. ил. : ил. – Из содерж.: Общие сведения / Г. М. Керт. - С. 39-42 ; Этногенез саамов / Г. М. Керт. - С. 43-48 ; Саамский язык / Г. М. Керт. - С. 49-57 ; Фольклор, музыкальная культура и литература / Г. М. Керт, И. К. Травина. - С. 136-147.

Суровые условия Севера способствовали выработке в характере саамов гу­ манистических начал, чувства коллективизма, помощи друг другу. Один из пер­ вых исследователей саамского языка М.А. Кастрен писал, что саам “тих, мирен, уступчив. Любимое его слово - мир: миром он встречает вас, миром и провожа­ ет; мир для него все. Он любит мир, как мать любит вскормленное ею дитя” (цит. по: Коіиечкин, 1983. С. 34). Цикличная система хозяйства просуществовала у саамов в чистом виде до начала XX в. Ликвидация традиционной системы пользования угодьями в 1917 г. и затем коллективизация разрушили эту систему. Значительный урон природе и традиционным видам хозяйственной деятельности саамов нанесло промыш­ ленное освоение края, проводившееся к тому же без использования экологиче­ ски чистых технологий. В статье П. Усачева “Отравленный вдох” приводятся ошеломляющие цифры нарушения экологического равновесия на Кольском по­ луострове. По этим данным, промышленные предприятия и автотранспорт еже­ годно выбрасывают в атмосферу около 800 тыс. т вредных веществ, а комбина­ ты “Североникель” и “Печенганикель” ежесуточно - около 1500 т. Из 460 млн кбм промышленных и бытовых стоков 260 млн в год сбрасывается в от­ крытые водоемы без очистки. В ягодах, растущих на территории протяженно­ стью 30-35 км к югу и северу от комбинатов, концентрация никеля превышает предельно допустимую норму в 20 раз (Север. 1992. № 9. С. 88-93). Саамов, по существу, отторгли от привычной среды обитания. Отрасли, хо­ зяйства, считавшиеся исконно саамскими, подчинены государственным структу­ рам и не приносят того дохода саамскому населению, который могли бы. В са­ амских семьях неуклонно снижается рождаемость (с 1970 г. она сократилась на 30%). Саамки все реже выходят замуж за саамов: за последние 10 лет в Ловозе- ре из 18 браков только один был однонациональным-саамским ( Hiltunen , 1990). Многие саамы умирают неестественной смертью: погибают в автомобильных катастрофах, пропадают и замерзают в тундре в состоянии опьянения; уходят из жизни добровольно. Со времени начала демократизации общества в России у саамов отмечается некоторый подъем национального самосознания и культуры. Воссоздание саам­ ской письменности повысило статус саамского языка. Создана Ассоциация кольских саамов (1989 г.), содействующая социальному и культурному поддер­ жанию самобытной культуры потомственных оленеводов. Успешно развивают­ ся культурные и спортивные связи Ассоциации с зарубежными обществами и организациями саамов. Восстанавливаются народные промыслы. Но восстановление саамского социума связано тем не менее со значитель­ ными трудностями. Для этого необходим поддерживаемый правительством комплекс экономических, социальных и культурных мероприятий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz