Прибалтийско-финские народы России / [Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Ин-т яз., лит. и истории Карел. науч. центра] ; отв. ред. Е. И. Клементьев, Н. В. Шлыгина. - Москва : Наука, 2003. - 670, [1] с., [10] л. ил. : ил. – Из содерж.: Общие сведения / Г. М. Керт. - С. 39-42 ; Этногенез саамов / Г. М. Керт. - С. 43-48 ; Саамский язык / Г. М. Керт. - С. 49-57 ; Фольклор, музыкальная культура и литература / Г. М. Керт, И. К. Травина. - С. 136-147.

Фирма звукозаписи “Мелодия” в 1977 г. записала на пластинки восемь саам­ ских народных песен в исполнении П.И. Коньковой (Ловозеро) и А.И. Гераси­ мовой (Пулозеро). В 1987 г. была выпущена пластинка этой же фирмы с запи­ сями 23 народных песен на всех диалектах саамского языка Кольского полуост­ рова - кильдинском (исполнительницы П.И. Конькова, А.А. Пелькина, М.А. Антонова, А.Т. Фефелова и др.), бабинского (исп. Ф.М. Мошникова, Ф.Р. Серьгин), туломского (исполнительницы А.И. Герасимова, А.И. Мошнико­ ва и др.), иоканьгского (исполнители Г.А. Друженьков, Е.А. Горбунцова, В.Д. Захарова, А.А. Савельева). И в наши дни среди саамов насчитывается не один десяток замечательных исполнителей оригинальных саамских песен. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Музыкальная культура саамов издавна привлекала внимание ученых, этно­ графов, музыкантов. Причиной этого была необычайная музыкальная одарен­ ность народа, создавшего яркое, увлекательное и во многом уникальное музы­ кальное искусство. О музыкальной одаренности саамов не раз писали русские и зарубежные ис­ следователи. “Лопарь любит петь и поет почти всегда, где только ему не меша­ ет работа или суеверный страх перед божеством. Но при рыбной ловле, при охоте, при домашней работе, в кёгорах, во время своих путешествий он любит петь и поет”, - писал Н.Н. Харузин ( Харузин, 1890. С. 375). Характерна запись Вас. Ив. Немировича-Данченко, сделанная в поездке по оз. Имандра: “Лопарка, сидевшая против меня за веслами, запела, сначала тихо, про себя, а потом и громче... Звуки были чрезвычайно оригинальные. Гортан­ ные, тихие, но в высшей степени монотонные, они не лишены были своеобраз­ ной прелести” (Немирович-Данченко. 1887. С. 197). О феноменальной памяти певцов-саамов писал в свое время финский ученый А. Лаунис, отмечавший, что исполнители саамских народных песен хранят в своей памяти от 50 до 250 мелодий, как своих, так и из отдаленных мест (Launis, 1908). Музыкальная культура саамов - одна из древнейших в ряду культур народов Севера. Народная музыка саамов Кольского полуострова представлена преиму­ щественно произведениями песенного творчества. Самобытные музыкальные инструменты, по-видимому, утеряны. Имеются, однако, сведения о наличии у кольских саамов в XVII в. бубна и однострунного смычкового инструмента, об­ наруженного в последнее время И.А. Богдановым. Характерной чертой саамских народных песен служит наличие в них лейт­ мотивов, о чем в свое время писали Т. Лехтисало (Lehtisalo, 1936-1937) и К. Ти- рен (Тігёп, 1941). Лейтмотивы четко соотносятся с появлением в тексте песен определенных слов, которые составляют параллельную разговорному языку лексику музыкального языка саамов. Лейтмотивы - это музыкальные символы- рисунки гор, рек, озер и т.д. К ним же относятся темы тундры, бега оленей, оле- ней-быков, человека, ловли рыбы и др. Саамские народные песни исполняются обычно в очень быстром темпе. В них ярко выражена стихия движения - бег оленей, колебание волн или движе­ ние иглы в руках шьющего. Хорошие певцы прекрасно владеют приемами под­ ражания в музыке голосам птиц, людей, о которых сочиняют свои песни. Мно­ гие песни исполняются с юмором. Так, в песне “Уцц Егра” (“Маленький Егор”) поется о незадачливом пастухе Егоре, который не смог найти дорогу в тундре и после восьми часов блужданий приехал на то же место, откуда выехал. 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz