Прибалтийско-финские народы России / [Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Ин-т яз., лит. и истории Карел. науч. центра] ; отв. ред. Е. И. Клементьев, Н. В. Шлыгина. - Москва : Наука, 2003. - 670, [1] с., [10] л. ил. : ил. – Из содерж.: Общие сведения / Г. М. Керт. - С. 39-42 ; Этногенез саамов / Г. М. Керт. - С. 43-48 ; Саамский язык / Г. М. Керт. - С. 49-57 ; Фольклор, музыкальная культура и литература / Г. М. Керт, И. К. Травина. - С. 136-147.

Йойки - один из древнейших жанров устно-поэтического творчества саа­ мов. Это песни-импровизации, они не имеют четко зафиксированных слов, а только определенный сюжет, на который исполняется песня. Своеобразие это­ го вида песенного творчества заключается в манере пения, в частности - нали­ чии горлового вибрато, сопровождаемого рефреном нун нун нуу, лул лул луу, лал лал лаа, лоо лоло лоо, войя войя и т.д. Венгерский музыковед Ласло Галди и финский исследователь музыки А.О. Вяйсянен находят аналоги йойкам саа­ мов в мотивах обско-угорских (ханты, манси) и самодийских народов (Kirjoittamaton kirjallisuus. I. 1963. S. 528). Для обозначения этого вида пения во всех саамских диалектах существует термин juoikat - ‘петь йойки’, букв, “йой- кать”. В кольско-саамских диалектах этот термин в настоящее время уже не встречается, вместо него употребляется слово луввтэ ( liivtt , levtz) - означаю­ щее “петь в саамской манере”. Словом лаввлэ - ‘петь’ обозначаются рифмован­ ные песни, частушки. У шведских саамов для пения йойек употребляется также слово ѵиоИе (соответствующее финскому ѵаіа - ‘клятва, присяга’; мордовскому ѵаі - ‘слово’). Исследованию йойек посвящены монографии Армаса Лауниса ( Launis , 1908), Харальда Грундстрёма (музыкальная обработка А.О. Вяйсянена) (і Grundstrčm , 1958) и труд Самули Айкио, Иштвана Кечкемети и Золтана Киш- ша ( Aikio , Kecskemeti , Kiss, 1973). Об этих нерифмованных песнях-импровизаци- ях музыковед М. Чулаки писал: “Саамские песни полны своеобразной прелести и динамичности. Они настолько живы и расцвечены исполнительски, что вызы­ вают самый непосредственный интерес. Удивления достойна также музыкаль­ ность саамского народа... Саамы поют чрезвычайно много. Всякий сколько-ни­ будь значительный повод вызывает к жизни если не развитую песню-импрови­ зацию, то единичный рассказ в манере аморфного опевания. Так, старик может часами петь своей старухе о том, как хорошо он с ней прожил жизнь; в свою очередь и старуха отвечает ему тем же... Пастух поет об оленях, которых стере­ жет от волков... Создаются песни шуточные, юмористические - на основе под­ линных фактов, хотя и сильно приукрашенные...” ( Чулаки , 1940. С. 116-117). Темой, содержанием йойек для исполнителя служит все, что его окружает, - ландшафт, фауна, флора. В импровизациях выражены мысли, чувства, настро­ ение певца, в них слышатся шум водопада, завывание волка, карканье ворона, щебетание птиц. В прошлом саамы сочиняли йойки и про свои божества - сей- ды. Из животного мира наиболее почитаемы в йойках были олень и его злей­ ший враг - волк. О медведе иногда сочиняли шутливые йойки, в них часто упо­ минаются лосось и щука. Однако центральной темой в йойках был человек, его судьба, повседневные заботы. Некоторые ученые различают в йойках темы па­ стушеские, любовные, сватовства, свадьбы, разлуки и др. Н. Харузин отметил у саамов-колттов лирические импровизации, которые молодые люди исполняли в честь своих избранниц (Kirjottamaton kirjallisuus, 1963. S. 538). Существует ряд запретов и ограничений на сочинение и пение йойек. Так, запрещается сочинять йойки о самом себе. Однако, если йойка была сочинена кем-либо другим, то ее можно исполнять и самому. Не полагалось сочинять йойки о покойниках, но можно было исполнять йойки, которые пели о нем еще при жизни. О детях йойкали лишь с того времени, когда они начинали ходить в школу. Если человек очень беден, о нем также не йойкали. Женщине запреща­ лось исполнять йойки о медведе ( ltkonen T.I., 1948. II. S. 561-562). Йойки исполняют большей частью индивидуально. Нередки случаи, когда мелодию ведущего (лучшего исполнителя) подхватывают другие. Йойки можно слышать во время поездок на райдах по тундре, их поют в такт гребле на лод- 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz