Керт, Г. М. Общие сведения; Этногенез саамов; Саамский язык; Фольклор; Литература [Керт Г. М.]. - Электрон. дан. (1 файл: 23,6 МБ) 31 с. // Прибалтийско-финские народы России / [Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Ин-т яз., лит. и истории Карел. науч. центра] ; Отв. ред. Е. И. Клементьев, Н. В. Шлыгина. - 2003. - С. 39-57, 136-147.

лексики в балтийских и германских заимствованиях и общем прибалтийско- финском фонде и др. дают возможность не только уточнить детали взаимодей­ ствия саамского и прибалтийско-финских языков, но и помогают решению кар­ динального вопроса происхождения саамов ( Wiklimd , 1892; Аіта, 1918; Itkonen T.I., 1920; ltkonen E., 1977; Lehtiranta , 1989). Привлечение археологических данных к проблеме этногенеза саамов вы­ двигает перед исследователями два вопроса - это идентификация саамской ар­ хеологической культуры и проблема автохтонности саамов. Среди археологов нет единства в ответах на эти вопросы. Наиболее после­ довательно поисками саамской археологической культуры на территории Рос­ сии занимался Г.А. Панкрушев. Он придерживается той точки зрения, что про- тосааамскому населению на территории Карелии (и Финляндии) принадлежали древнейшие археологические памятники - поселения с кварцевым инвентарем. Позже (в середине IV тысячелетия до н.э.) на них появляется керамика типа Сперрингс ( Панкрушев , 1984. С. 96). Это была эпоха наивысшего расцвета и за­ ката протосаамской самодийской культуры ( Панкрушев , 1978. С. 91). Возникно­ вение в дальнейшем стоянок с чистым комплексом ямочно-зубчатой керамики, а также значительного числа стоянок со смешанным комплексом керамики (первоначально двух типов: Сперрингс и ямочно-зубчатая, а затем и трех типов: Сперрингс, ямочно-зубчатая и “асбестовая”) он связывает с появлением при­ шлого протофинского населения и началом процесса ассимиляции ими местно­ го протосаамского населения ( Панкрушев , 1984. С. 92, 98). Интерпретация Г.А. Панкрушевым археологического материала укладыва­ ется в выдвинутую К. Виклундом и Ю. Тойвоненом теорию о нефинно-угорском происхождении протосаамов и последующей их ассимиляции финно-уграми (точнее, прибалтийскими финнами). Мнение о принадлежности саамам культуры асбестовой керамики разделя­ ется также отечественными археологами Ю.А. Савватеевым и Н.Н. Гуриной (Савватеев , 1983. С. 154; Гурина, 1982. С. 116). Также и эстонский археолог X. Моора считал, что керамика с примесью асбеста, типичная для позднего бронзового века в северной Финляндии, Карелии, а также севера Швеции и Норвегии, принадлежала саамам и имела известные связи с Приуральем. Ввиду того что между этой культурой и соседней южной культурой типа Сарса-Томи- ца нет резкой границы, а наблюдается постепенный переход, X. Моора полагал, что в переходной зоне “видимо обитало смешанное население, состоящее из са­ амов и прибалтийско-финских племен” (Моора, 1956. С. 91-92). Несколько иначе трактует археологические материалы финляндский ар­ хеолог К. Карпелан. Он также полагает, что древнейшее население этого реги­ она связано с мезолитическими культурами и неолитической керамикой типа Сперрингс (VII—III тысячелетия до н.э.), но подчеркивает невозможность его языковой идентификации ( Карпелан , 1982. С. 40-41). Появление типичной гре­ бенчатой керамики, распространившейся в Карелии, на юге Финляндии и в се­ верной Прибалтике, он интерпретирует, как появление там нового, очевидно, финноязычного населения (3200-е годы до н.э.), которое сливается с абориген­ ным населением, причем последнее переходит на прибалтийско-финский пра­ язык. Именно к этому времени Карпелан относит разделение на протоприбал- тийско-финскую и прасаамскую общности. Что же касается асбестовой керами­ ки, то он связывает ее распространение с волной влияний из древних прасаам- ских районов ( Карпелан , 1982. С. 43—45; Сагреіап, 1984. S. 106). Иной точки зрения на происхождение саамов как в локальном и временном отношениях, так и в смысле преемственности культур придерживается отечест­ 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz