Керт, Г. М. Общие сведения; Этногенез саамов; Саамский язык; Фольклор; Литература [Керт Г. М.]. - Электрон. дан. (1 файл: 23,6 МБ) 31 с. // Прибалтийско-финские народы России / [Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Ин-т яз., лит. и истории Карел. науч. центра] ; Отв. ред. Е. И. Клементьев, Н. В. Шлыгина. - 2003. - С. 39-57, 136-147.
Фирма звукозаписи “Мелодия” в 1977 г. записала на пластинки восемь саам ских народных песен в исполнении П.И. Коньковой (Ловозеро) и А.И. Гераси мовой (Пулозеро). В 1987 г. была выпущена пластинка этой же фирмы с запи сями 23 народных песен на всех диалектах саамского языка Кольского полуост рова - кильдинском (исполнительницы П.И. Конькова, А.А. Пелькина, М.А. Антонова, А.Т. Фефелова и др.), бабинского (исп. Ф.М. Мошникова, Ф.Р. Серьгин), туломского (исполнительницы А.И. Герасимова, А.И. Мошнико ва и др.), иоканьгского (исполнители Г.А. Друженьков, Е.А. Горбунцова, В.Д. Захарова, А.А. Савельева). И в наши дни среди саамов насчитывается не один десяток замечательных исполнителей оригинальных саамских песен. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Музыкальная культура саамов издавна привлекала внимание ученых, этно графов, музыкантов. Причиной этого была необычайная музыкальная одарен ность народа, создавшего яркое, увлекательное и во многом уникальное музы кальное искусство. О музыкальной одаренности саамов не раз писали русские и зарубежные ис следователи. “Лопарь любит петь и поет почти всегда, где только ему не меша ет работа или суеверный страх перед божеством. Но при рыбной ловле, при охоте, при домашней работе, в кёгорах, во время своих путешествий он любит петь и поет”, - писал Н.Н. Харузин ( Харузин, 1890. С. 375). Характерна запись Вас. Ив. Немировича-Данченко, сделанная в поездке по оз. Имандра: “Лопарка, сидевшая против меня за веслами, запела, сначала тихо, про себя, а потом и громче... Звуки были чрезвычайно оригинальные. Гортан ные, тихие, но в высшей степени монотонные, они не лишены были своеобраз ной прелести” (Немирович-Данченко. 1887. С. 197). О феноменальной памяти певцов-саамов писал в свое время финский ученый А. Лаунис, отмечавший, что исполнители саамских народных песен хранят в своей памяти от 50 до 250 мелодий, как своих, так и из отдаленных мест (Launis, 1908). Музыкальная культура саамов - одна из древнейших в ряду культур народов Севера. Народная музыка саамов Кольского полуострова представлена преиму щественно произведениями песенного творчества. Самобытные музыкальные инструменты, по-видимому, утеряны. Имеются, однако, сведения о наличии у кольских саамов в XVII в. бубна и однострунного смычкового инструмента, об наруженного в последнее время И.А. Богдановым. Характерной чертой саамских народных песен служит наличие в них лейт мотивов, о чем в свое время писали Т. Лехтисало (Lehtisalo, 1936-1937) и К. Ти- рен (Тігёп, 1941). Лейтмотивы четко соотносятся с появлением в тексте песен определенных слов, которые составляют параллельную разговорному языку лексику музыкального языка саамов. Лейтмотивы - это музыкальные символы- рисунки гор, рек, озер и т.д. К ним же относятся темы тундры, бега оленей, оле- ней-быков, человека, ловли рыбы и др. Саамские народные песни исполняются обычно в очень быстром темпе. В них ярко выражена стихия движения - бег оленей, колебание волн или движе ние иглы в руках шьющего. Хорошие певцы прекрасно владеют приемами под ражания в музыке голосам птиц, людей, о которых сочиняют свои песни. Мно гие песни исполняются с юмором. Так, в песне “Уцц Егра” (“Маленький Егор”) поется о незадачливом пастухе Егоре, который не смог найти дорогу в тундре и после восьми часов блужданий приехал на то же место, откуда выехал. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz