Керт, Г. М. Очерки по карельскому языку [[Текст]] : исслед. и размышления / Г. М. Керт ; Карел. науч. центр Рос. акад. наук, Ин-т яз., лит. и истории. - Электрон. дан. (1 файл: 41,7 МБ). - Петрозаводск : Карелия, 2002. - 116 с.

признаки или обычаи рода и племени. Род и племя связаны ме­ жду собою брачными отношениями. Основной признак рода - это экзогамия. «Никто из членов рода не может брать жену внутри рода» (Энгельс Ф. 1948, с.230). Признаки племени ис­ ходят из признаков рода: роды в племени связаны экзогамно­ брачными отношениями, племя - эндогамно. Ф.Энгельс по Л.Моргану приводит следующие признаки рода: 1. Род выбирает своего «сахема» (старейшину для мирного времени) и вождя (для военного времени). 2. Род по своему усмотрению смешает сахема и военного вождя. 3. Никто из членов рода не может брать жену внутри рода. 4. Имущество умерших переходило к остальным сороди­ чам, оно должно было оставаться в роде. 5. Сородичи обязаны были оказывать друг другу помощь. 6. Род имеет определенные имена или серию имен, пользо­ ваться которыми во всем племени может только он один, так что имя отдельного члена рода также указывает, к какому роду он принадлежит. С родовым именем связаны и родовые права. 7. Род может усыновлять посторонних и таким путем при­ нимать их в члены своего племени. 8. Наличие особых религиозных празднеств. 9. Род имеет общее место погребения. 10. Род имеет совет - демократическое собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, располагающих равным правом голоса. (Энгельс Ф. 1948, сс.229-232). К характерным признакам племени относятся: 1. Собственная территория и собственное имя. 2. Особый, лишь этому племени свойственный диалект. 3. Право вводить в должность избранных родами «сахемов» и военных вождей. 4.Право смещать их, даже против желания рода. 5. Общие религиозные представления (мифология) и обря­ ды культа. 6. Совет племени для обсуждения общих дел. 7. У некоторых племен во главе стоит верховный глава, полномочия которого невелики (Энгельс Ф. 1948, сс. 234-236). Впоследствии с распадом первобытнообщинного строя возникли новые общественные образования - группы или семьи племен. С.А.Арутюнов и Н.Н.Чебоксаров предложили термин «соплеменность». Соплеменность как общественный институт занимала промежуточное положение и была переходной фор­ 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz