Керт, Г. М. Очерки по карельскому языку [[Текст]] : исслед. и размышления / Г. М. Керт ; Карел. науч. центр Рос. акад. наук, Ин-т яз., лит. и истории. - Электрон. дан. (1 файл: 41,7 МБ). - Петрозаводск : Карелия, 2002. - 116 с.
признаки или обычаи рода и племени. Род и племя связаны ме жду собою брачными отношениями. Основной признак рода - это экзогамия. «Никто из членов рода не может брать жену внутри рода» (Энгельс Ф. 1948, с.230). Признаки племени ис ходят из признаков рода: роды в племени связаны экзогамно брачными отношениями, племя - эндогамно. Ф.Энгельс по Л.Моргану приводит следующие признаки рода: 1. Род выбирает своего «сахема» (старейшину для мирного времени) и вождя (для военного времени). 2. Род по своему усмотрению смешает сахема и военного вождя. 3. Никто из членов рода не может брать жену внутри рода. 4. Имущество умерших переходило к остальным сороди чам, оно должно было оставаться в роде. 5. Сородичи обязаны были оказывать друг другу помощь. 6. Род имеет определенные имена или серию имен, пользо ваться которыми во всем племени может только он один, так что имя отдельного члена рода также указывает, к какому роду он принадлежит. С родовым именем связаны и родовые права. 7. Род может усыновлять посторонних и таким путем при нимать их в члены своего племени. 8. Наличие особых религиозных празднеств. 9. Род имеет общее место погребения. 10. Род имеет совет - демократическое собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, располагающих равным правом голоса. (Энгельс Ф. 1948, сс.229-232). К характерным признакам племени относятся: 1. Собственная территория и собственное имя. 2. Особый, лишь этому племени свойственный диалект. 3. Право вводить в должность избранных родами «сахемов» и военных вождей. 4.Право смещать их, даже против желания рода. 5. Общие религиозные представления (мифология) и обря ды культа. 6. Совет племени для обсуждения общих дел. 7. У некоторых племен во главе стоит верховный глава, полномочия которого невелики (Энгельс Ф. 1948, сс. 234-236). Впоследствии с распадом первобытнообщинного строя возникли новые общественные образования - группы или семьи племен. С.А.Арутюнов и Н.Н.Чебоксаров предложили термин «соплеменность». Соплеменность как общественный институт занимала промежуточное положение и была переходной фор 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz