Керт, Г. М. Очерки по карельскому языку [[Текст]] : исслед. и размышления / Г. М. Керт ; Карел. науч. центр Рос. акад. наук, Ин-т яз., лит. и истории. - Электрон. дан. (1 файл: 41,7 МБ). - Петрозаводск : Карелия, 2002. - 116 с.

ное самосознание, историческая память, функционирование родного языка, обычаев и пр.), заимствуя элементы другой культуры в соответствии с потребностями своего внутреннего развития. Поэтому одной из насущных задач нашей цивилизации является сохранение и культивирование всей многонациональ­ ной культуры, всего национального многообразия нашей стра­ ны. Полиэтническая культура - это богатство нашего народа. Вместе с тем своеобразие менталитета и интересов каждого этноса в то же время создают предпосылки возникновения конфликтов между ними. Какие же причины обусловили и воз­ действуют на столь напряженное протекание межнациональных отношений в различных республиках бывшего Советского Союза? К началу демократических преобразований в нашей стране официальная общественная наука по национальным вопросам находилась в плену идеологических постулатов. В марксистско- ленинской концепции национальная идея была подчинена классовой. В соответствии с этой концепцией национальные образования - это продукт развития капиталистической форма­ ции. Сталинское определение нации, основывающееся на четырех признаках: общности языка, территории, экономического уклада и психологии, - народа, применимо только к отдельным компактно расселенным крупным национальным общностям; вне поля зрения оставались многочисленные дисперсные образо­ вания, так называемые национальные меньшинства. Особенно навредила национальной идее выдвинутая Сталиным и развиваемая многими учеными теория о слиянии в скором времени языков и народов. В этой теории проявилось не только пренебрежитель­ ное отношение к языкам и культурам народов, но игнорирование национальной психологии, безразличие к тому, что составляет одну из сущностей человека, его национальную специфику. Ученым необходимо разобраться еще с одним из догматов Сталина - об искусстве «социалистическом по содержанию и национальном по форме». В этой формулировке национальному отводилась по существу роль внешнего, орнаментального. В этих условиях наука не могла прогнозировать появление межнациональных конфликтов и тем более предложить рецепты их разрешения. В соответствии с теоретическими постулатами происходи­ ло и практическое решение национального вопроса. Вместо создания условий для свободного развития национальных языков и культур - национальная жизнь искажалась, а многие народы (калмыки, чеченцы, крымские татары, ингерманландцы др.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz