Керт, Г. М. Очерки по карельскому языку [[Текст]] : исслед. и размышления / Г. М. Керт ; Карел. науч. центр Рос. акад. наук, Ин-т яз., лит. и истории. - Электрон. дан. (1 файл: 41,7 МБ). - Петрозаводск : Карелия, 2002. - 116 с.

2. Ливвиковское наречие: 1) сямозерский, 2) тулмозерский, 3) ведлозерский, 4) видлицкий, 5) коткозерский, 6) рыпушкаль- ский, 7) неккульский, 8) кондушский. 3. Людиковское наречие: 1) кондопожский, 2) мунозерский, 3) святозерский, 4) михайловский. В классификации П.Зайкова, во-первых, определены лингвисти­ ческие критерии границ наречий и диалектов и, во-вторых, вы­ держана иерархия территориальных языковых единиц, принятая в отечественном языкознании (Зайков П.М. 1999, с. 7-11). Карельский язык является одним из древнейших в семье прибалтийско-финских языков. Это самостоятельный язык, от­ личный от последних как по своей структуре, так и культурно­ историческому развитию. Он веками служил средством обще­ ния древнего народа, вобрал в себя громадную информацию о духовной и материальной культуре его и до настоящего времени является выражением духовной жизни карел. О богатстве и выразительных возможностях карельского языка говорит и тот факт, что лексический арсенал только одно­ го коткозерского диалекта составляет более 20 тысяч слов. В настоящее время в Финляндии вышло пять томов шести­ томного словаря карельского языка, в основе которого лежит собственно карельское наречие. Необычайно широки у карельского языка и эстетические возможности. Словообразовательные суффиксы и особенно их сочетания способны придавать производному слову много­ численные, удивительно тонкие семантические оттенки. Убедительным подтверждением этому являются стихи безвре­ менно ушедшего Владимира Брендоева и его переводы русских и советских поэтов на карельский язык. Карельский язык, будучи первоэлементом культуры, про­ низывает, естественно, и различные этнографические сферы. Словесная жизнь великолепно раскрывается, например, в различ­ ных циклах семейной, обрядовой поэзии (свадебной, родильной, погребальной). Наиболее богат свадебный цикл, дающий много материала для изучения истории семьи. В обрядовой поэзии со­ держатся образцы природы, трудовой жизни человека, картины семейного быта и т.д. В чем же причина того, что народ, с ярко выраженным этническим и историческим самосознанием, обладающий структур­ но и функционально развитым языком, не имел своей письмен­ ности, своего литературного языка? Однозначно на этот вопрос

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz