Керт, Г. М. Образцы саамской речи : материалы по яз. и фольклору саамов Кол. полуострова (Кильд. и Иоканьг. диалекты). - Электрон. дан. (1 файл: 78,9 МБ). - М.; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1961. - 224 с.
68 Кильдинский диалект самого главного водяного. Смотрят: волна идет, кружит, шла, шла к берегу, как гора. Сел (он) к скатерти, а они начали спрашивать: „Как народ в России живет?" А он, водяной, говорит: „Все живут хорошо, только народ без хлеба поги бает". А они спрашивают: „Можешь или нет сделать так, чтобы хлеб был?" — „Могу" — „А как?" — „А вот так= была лихая баба (ведьма), а у нее под корнем зуба остался кусок хлеба, ее нужно испугать и достать тот кусок хлеба и тот кусок хлеба посеять в поле, и хлеб пойдет. Ну, ладно, что еще там. А вот: „Там еще народ без воды погибает ".— „А можно или нет достать воду?" — „Почему нельзя, можно".— „А как?" — „Там есть большая толстая осина; осину нужно повернуть с корнями, или срубить, или вырвать; под ней по кажется озеро, от озера пойдут реки, и вот пойдет вода". Ну, что еще там. „А там (в России) болеет царская дочь, чуть заболеет, царь заставляет народ караулить; кто пойдет, обратно не вернется. Утром одни кости остаются". — „А можно или нет [ее] вылечить?" -— „Можно. Нужно человека, чтобы он положил [что-нибудь] в котел и зажег под вечер, а дочь будет лежать на кровати, когда тот (чудище) дверь откроет и испугается; а дочь нужно взять с кровати. Он придет, поищет, чтобы дочь взять, дочери нет, он начнет задыхаться и убежит, а ты залезешь на печь. Если три ночи так пока раулишь, тогда царь отдаст дочь; этот водяной живет у цар ской дочери". Ну, что еще там. „Девушку в баню отведи и отстегай, всю вычистишь ее, отстегай, больше никак не вылечить. Сперва девушка вырастет, потом царь ту девушку замуж выдаст, потом свадьба у них будет". Так и стало. Они начали есть, и когда не осталось (букв: не было) ничего, тут Лазарь закричал. Они все в море прыгнули. Вот [он спустился] вниз, взял скатерть, сел сверху и сказал: „Вези меня туда, где народ без хлеба погибает". Скатерть (вот) полетела, отвезла в село. Он попросился в избу. Баба его накормила, а хлеба нет. „Почему £леба нет? Почему без хлеба живете? Не знаете, как хлеб делать? А я знаю, у вас есть лихая баба (ведьма), надо знать". А они говорят: „Знаем". [Он говорит:] „У той бабы в корне зуба остался кусок хлеба,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz