Керт, Г. М. Образцы саамской речи : материалы по яз. и фольклору саамов Кол. полуострова (Кильд. и Иоканьг. диалекты). - Электрон. дан. (1 файл: 78,9 МБ). - М.; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1961. - 224 с.

Воронье 123 Так у них [и хозяйка] стала. Они стали ходить на охоту, девушка стала дома хозяйкой жить. Девушка стала оставаться дома одна. К ней стала приходить баба-яга. Однажды при­ шла, приказала в голове искать. Девушка искала, искала, она (баба-яга) уснула у нее на подоле (букв.: в подол). Спала, спала, весь день проспала. Проснулась под вечер и ушла. Люди вечером пришли, видят: девушка усталая, усталая, едва слово может выговорить, вся бледная. Они спрашивают — она не говорит ничего. Через сколько-то дней опять на охоту ушли. Только ушли, баба-яга прибежала, спрашивает: „Все ушли?" Девушка говорит: „В с е“. — „Тогда ищи в голове". Девушка опять искала, искала, старушенция и уснула. Больше прежнего (букв.: и того) спала. Как проснулась, так и убе­ жала. Сразу же после нее пришли люди. Девушка больше прежнего (букв.: и того) усталая. Тут они пристали к девушке: почему она такая стала, — скучает без них или очень забо­ тится о доме. Вот девушка рассказала, как без них приходит баба-яга. Тогда люди говорят: „В следующий раз мы не уйдем, а спря­ чемся в доме“. И девушку учат: „Она придет, ты приготовь ей скамейку, другую скамейку поставь под голову и подушку . подложи. Поищешь, поищешь, она уснет, тогда мы ее уго­ стим, будем просить живую воду, у нее можно только достать эту воду". Так на другой день они как будто ушли на охоту, а сами спрятались в доме, кто куда: слепой на печку залез, безрукий —■в один угол, безногий тут же около печки спря­ тался. Баба-яга сунулась в дом, спросила: „Все ушли? Вот хорошо, вот хорошо, поищи-ка в голове". Девушка пригото­ вила ей две скамейки — на одну она села, другую под голову положила. Поискала, поискала, она (баба-яга) уснула. Девушка отодвинулась в сторону. Одну косу взял в руки безглазый, вторую безногий, третью привязали в угол. И тут стали ее дергать во все стороны, бить, топтать, и просить живую воду. Баба-яга в конце концов отдала воду. Люди ее не от­ пустили. Стали пробовать, годиться [или] нет куда[-нибудь]. Убили птицу, отрубили голову, окропили (букв.: намазали) [живой водрй], приклеили, а она (птица) не ожила.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz