Керт, Г. М. Проблемы возрождения, сохранения и развития языка и культуры кольских саамов / Г. М. Керт. - Электрон. дан. (1 файл: 7,9 МБ) 8 с. // Наука и бизнес на Мурмане. - 2007. - N5 (окт.). - С. 9-16.

15 Г. М. Керт. ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ КОЛЬСКИХ СААМОВ В. Санги и О. Воронова ва, 2003). В 2003 году в г. Мурманске вышел в свет сборник сказок Надежды Большаковой «Кайе лайххь» («След чайки») в переводе на саамский язык Алексан­ дры Антоновой (Большакова, 2003), а также стихи Е. Коркиной «Чуррпа-уррпа» в переводе на русский язык А. Миланова и Н. Голя (Коркина, 1994). После длительного безразличного отношения вла­ стей к судьбам малых народов, политики создания единого советского народа налицо очевидные подвиж­ ки в становлении национальной культуры саамов и как ее части профессиональной литературы. Вместе с тем, научно-технический прогресс и глобализация общества порождают новые проблемы в развитии язы­ ка и культуры саамов. Отход от традиционных заня­ тий, дисперсность расселения создают реальные труд­ ности функционирования языка в саамском социуме. По существу, Ловозеро остается единственным мес­ том компактного проживания саамов на Кольском полуострове, а, следовательно, и возможностью уст­ ного общения. В силу различных причин исчезли та­ кие исконные саамские поселения, как Чудзяврь, Во­ ронье, Иоканьга. Тем не менее, наличие саамской интеллигенции, верящей в свой народ, упорно работающей по разви­ тию своего языка и культуры приносит свои плоды. В 1994 году организован и функционирует нацио­ нальный культурный Центр. С успехом дают концер­ ты народные ансамбли «Луяврь» и «Ойяр». За преде­ лами края известен музей первой саамской поэтессы О. Вороновой. Газета «Ловозерская правда» отводит свои страницы для статей на саамском языке. Мест­ ное радио ведет передачи на родном языке. Создан музей саамской народной культуры. Появились наци­ ональные организации «АссоциацияКольских саамов» с отделениями в с. Ловозеро и пос. Ревда (1989), «Ас­ социация МНС “Родина”» (1995), «Общественная организация саамовМурманской области»—ООСМО (1998). Развиваются народные промыслы. Развитие культурных связей с зарубежными саамами придает новые импульсы укреплениюнационального самосоз­ нания. Создаются все условия для свободного разви­ тия национальной культуры. История дает саамскому народу шанс на возрождение и развитие. Ради общего дела необходимо преодолеть разногласия и амбиции между представителями саамской интеллигенции. Многое, если не все, теперь зависит от духовных сил самого народа. ЛИТЕРАТУРА Антонова, 2004,1. Антонова А. А. Букварь. Учебник для 1 клас­ са саамских школ. — СПб, 2004. — 120 с. Антонова, 2004,2. Антонова А. А. Пирас. Карашег: 2004. — 51с. Антонова, 1982. Антонова А. А. Самь букваррь. — Л., 1982. — 128 с. Большакова, 2003. Большакова Н. Кайе лайххь. — Мурманск, 2003. — 176 с. Воронова, 1995. Воронова О. Хочу остаться на земле. — Мур­ манск, 1995. — 224 с. Виноградова, 2003. Виноградова И. Чиллк Кайв. Карашег, 2003. — 72 с. Галкина, Яковлев, 1998. Галкина Э., Яковлев Я. Тассьт нийта. Карашег, 1998. — 24 с. Керт, 1964. Керт Г. М. Долгота согласных и гласных звуков в кильдинском диалекте саамского языка // Вопросы финно-угорско- го языкознания. Грамматика и лексикология. — М.—Л., 1964. — С. 44— 50. Керт, 1991. Керт Г. М. Заметки о саамской словесности // Проблемы литературы Карелии и Финляндии. — Петрозаводск, 1991. — С. 22— 31.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz