Казакова К. С. Особенности обучения и воспитания советских школьников в 1930-е годы (на примере образовательных учреждений Мурманской области) // XI Масловские чтения : [региональная научно-практическая конференция с международным участием, посвящённая 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года, Мурманск, 20-22 декабря 2012 г.] : сборник научных статей / Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск, 2014. - С. 37-39.

начинались уже сумерки, вечером же я возвращался в полной темноте»1, - вспоминал он. В финской школе также активно велась политическая про­ паганда. «Происходила культурная переориентация людей в самом широ­ ком смысле, причем здесь был неизбежный момент обязательности и при­ нуждения, поскольку люди находились в ссылке и должны были адаптиро­ ваться к новой культуре, к неизвестному прежде языку, к другому быту и образу жизни в условиях особого режима»2, - так оценивал происходив­ шие тогда перемены член финской переселенческой семьи. На основании архивных данных можно говорить о том, что в школе 1930-х гг. учащиеся регулярно совершали проступки, которые начальство трактовало как хулиганство или «классово-опасные выходки». К ним отно­ сились прогулы, курение, самовольный уход с занятий, пререкание с пре­ подавателями, нарушение порядка на уроках, оскорбление учительского персонала, порча школьного имущества, драки, кражи. В 1932 г. впервые встречается документ, свидетельствующий о вве­ дении особой цензуры школьной самодеятельности. Так, заведующий Ки­ ровским ГОРОНО т. Шелепугин снял с выступления на слете школьников самодеятельную группу школы № 3, расценив их выступление как «поли­ тически вредное». Вслед за этим инцидентом на заседании секретариата Хибиногорского городского комитета ВКП(б) было утверждено без про­ смотра художественные выступления среди школьников не допускать. Бы­ ло решено совместно с ГОРОНО утвердить список песен, допускаемых к разучиванию в школах г. Хибиногорска3. Советский школьник должен был соблюдать «внешнюю опрятность» и иметь «культурный вид». Для этого каждый учитель должен был обращать особое внимание на внешний вид ученика. Кроме того, в школе проводи­ лись смотры учащихся врачом, представителями общественности и школы'1. Таким образом, с помощью школьного образования и внеклассной работы прививалась заданная, утвержденная сверху правильная советская культура и культивировался нужный образ советского школьника. Литература 1. Шашков В .Я . Раскулачивание в СССР и судьбы спецпереселенцев 1930-1954 гг. - Мурманск, 1996. - С. 215. 2. ГОКУ ГАМО в г. Кировске. - Ф. 10. - Оп. 1-2. 3. Карху Э.Г. Малые народы в потоке истории. Исследования и воспоми­ нания. -П етро завод ск , 1999. 1 Карху Э.Г. Малые народы в потоке истории. Исследования и воспоминания. - ПетрО' заводск, 1999. - С. 240. 2 Там же. 3 ГОКУ ГАМО в г. Кировске. - Ф. 10.- О п . 2 . - Д . 1 .- Л . 81. 4 Там же. - O n . 1. - Д . 3. - J I 19. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz