Казакова К. С. Особенности обучения и воспитания советских школьников в 1930-е годы (на примере образовательных учреждений Мурманской области) // XI Масловские чтения : [региональная научно-практическая конференция с международным участием, посвящённая 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года, Мурманск, 20-22 декабря 2012 г.] : сборник научных статей / Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск, 2014. - С. 37-39.
начинались уже сумерки, вечером же я возвращался в полной темноте»1, - вспоминал он. В финской школе также активно велась политическая про паганда. «Происходила культурная переориентация людей в самом широ ком смысле, причем здесь был неизбежный момент обязательности и при нуждения, поскольку люди находились в ссылке и должны были адаптиро ваться к новой культуре, к неизвестному прежде языку, к другому быту и образу жизни в условиях особого режима»2, - так оценивал происходив шие тогда перемены член финской переселенческой семьи. На основании архивных данных можно говорить о том, что в школе 1930-х гг. учащиеся регулярно совершали проступки, которые начальство трактовало как хулиганство или «классово-опасные выходки». К ним отно сились прогулы, курение, самовольный уход с занятий, пререкание с пре подавателями, нарушение порядка на уроках, оскорбление учительского персонала, порча школьного имущества, драки, кражи. В 1932 г. впервые встречается документ, свидетельствующий о вве дении особой цензуры школьной самодеятельности. Так, заведующий Ки ровским ГОРОНО т. Шелепугин снял с выступления на слете школьников самодеятельную группу школы № 3, расценив их выступление как «поли тически вредное». Вслед за этим инцидентом на заседании секретариата Хибиногорского городского комитета ВКП(б) было утверждено без про смотра художественные выступления среди школьников не допускать. Бы ло решено совместно с ГОРОНО утвердить список песен, допускаемых к разучиванию в школах г. Хибиногорска3. Советский школьник должен был соблюдать «внешнюю опрятность» и иметь «культурный вид». Для этого каждый учитель должен был обращать особое внимание на внешний вид ученика. Кроме того, в школе проводи лись смотры учащихся врачом, представителями общественности и школы'1. Таким образом, с помощью школьного образования и внеклассной работы прививалась заданная, утвержденная сверху правильная советская культура и культивировался нужный образ советского школьника. Литература 1. Шашков В .Я . Раскулачивание в СССР и судьбы спецпереселенцев 1930-1954 гг. - Мурманск, 1996. - С. 215. 2. ГОКУ ГАМО в г. Кировске. - Ф. 10. - Оп. 1-2. 3. Карху Э.Г. Малые народы в потоке истории. Исследования и воспоми нания. -П етро завод ск , 1999. 1 Карху Э.Г. Малые народы в потоке истории. Исследования и воспоминания. - ПетрО' заводск, 1999. - С. 240. 2 Там же. 3 ГОКУ ГАМО в г. Кировске. - Ф. 10.- О п . 2 . - Д . 1 .- Л . 81. 4 Там же. - O n . 1. - Д . 3. - J I 19. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz