Казакова К. С. Особенности обучения и воспитания советских школьников в 1930-е годы (на примере образовательных учреждений Мурманской области) // XI Масловские чтения : [региональная научно-практическая конференция с международным участием, посвящённая 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года, Мурманск, 20-22 декабря 2012 г.] : сборник научных статей / Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск, 2014. - С. 37-39.

Особое место в системе политического просвещ ения в рассм ат­ риваемый период занимали революционны е праздники. Так, в дни Па­ рижской коммуны среди школьников 4 -9 классов организуются специ­ альные утренники. В целях усиления воспитательной работы среди учащихся в кино­ театре г. Хибиногорска регулярно проходят киносеансы , посвященные деятелям революции. Например, в ноябре 1934 г. школьники посетили киносеансы «Три песни о Ленине» и «О Кирове». Посещение данных ки­ носеансов было обязательным, билеты распространялись в школах соглас­ но распоряжению ГОРОНО. Перед каждым сеансом ответственная за по­ рядок в кинотеатре школа обязана была ознакомить зрителей с «замыслом и назначением» кинокартины. Нередко обязательные походы на кино ут­ ренники заканчивались дисциплинарными беспорядками. Так, после про­ смотра кинокартины 22 ноября 1934 г. в кинотеатре «Большевик» было разбито стекло, а один из учителей товарищ Шапкина была оскорблена1. С целью охвата политико-воспитательной работой учащихся, не со­ стоящих в пионерских организациях, в школах в 1930-х гг. создаются ор­ ганы школьного детского самоуправления (ДСУ). Организация соцсорев­ нования учащихся за хорошую учебу, помощь отстающим учащимся, ук­ репление дисциплины, систематическая проверка выполнения учащимися взятых обязательств, внешкольная работа (кружковые занятия, проведение вечеров самодеятельности, массово-политических мероприятий) - это то, чем должны были заниматься органы ДСУ. Существовали определенные ограничения деятельности ДСУ. Так, например, в школах, где отсутство­ вали организованные пионерские отряды, не разрешалось создавать орга­ ны самоуправления, а в тех школах, где такие организации были, к руково­ дящей работе не допускались дети спецпереселенцев, а только дети вербо­ ванных рабочих2. Особое внимание в спецпоселках уделялось обучению детей-инона- ционалов. В 1932 г. в г. Хибиногорске была создана школа, специально для ссыльных финских семей, однако просуществовала недолго, лишь до 1937 г. Э.Г. Карху, сосланный из Ленинградской области в 1934 г. вместе со своими родителями, писал в воспоминаниях о том, что приехав в посе­ лок Юкспориок, он мог бы ходить в русскую школу-семилетку, распола­ гавшуюся в ста метрах от барака, но без знания языка это было бы бес­ смысленно. Поэтому он был определен в финскую школу и вынужден был каждый день проделывать путь в 6 км. «Школа размещалась в стандартном одноэтажном бараке, учились в две смены, я - во вторую, с двух часов дня до шести-семи вечера. Осенью и зимой для Хибин это уже темное время - светло было, когда я выходил из Юкспора, а через полтора-два часа пути 1 ГОКУ ГАМО в г. Кировске. - Ф. 10. - On. 1. —Д. 3. —Л. 27 2 Там же. - Оп. 2. - Д. 1. - JI. 59. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz