Казакова К. С. Особенности обучения и воспитания советских школьников в 1930-е годы (на примере образовательных учреждений Мурманской области) // XI Масловские чтения : [региональная научно-практическая конференция с международным участием, посвящённая 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года, Мурманск, 20-22 декабря 2012 г.] : сборник научных статей / Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск, 2014. - С. 37-39.
Особое место в системе политического просвещ ения в рассм ат риваемый период занимали революционны е праздники. Так, в дни Па рижской коммуны среди школьников 4 -9 классов организуются специ альные утренники. В целях усиления воспитательной работы среди учащихся в кино театре г. Хибиногорска регулярно проходят киносеансы , посвященные деятелям революции. Например, в ноябре 1934 г. школьники посетили киносеансы «Три песни о Ленине» и «О Кирове». Посещение данных ки носеансов было обязательным, билеты распространялись в школах соглас но распоряжению ГОРОНО. Перед каждым сеансом ответственная за по рядок в кинотеатре школа обязана была ознакомить зрителей с «замыслом и назначением» кинокартины. Нередко обязательные походы на кино ут ренники заканчивались дисциплинарными беспорядками. Так, после про смотра кинокартины 22 ноября 1934 г. в кинотеатре «Большевик» было разбито стекло, а один из учителей товарищ Шапкина была оскорблена1. С целью охвата политико-воспитательной работой учащихся, не со стоящих в пионерских организациях, в школах в 1930-х гг. создаются ор ганы школьного детского самоуправления (ДСУ). Организация соцсорев нования учащихся за хорошую учебу, помощь отстающим учащимся, ук репление дисциплины, систематическая проверка выполнения учащимися взятых обязательств, внешкольная работа (кружковые занятия, проведение вечеров самодеятельности, массово-политических мероприятий) - это то, чем должны были заниматься органы ДСУ. Существовали определенные ограничения деятельности ДСУ. Так, например, в школах, где отсутство вали организованные пионерские отряды, не разрешалось создавать орга ны самоуправления, а в тех школах, где такие организации были, к руково дящей работе не допускались дети спецпереселенцев, а только дети вербо ванных рабочих2. Особое внимание в спецпоселках уделялось обучению детей-инона- ционалов. В 1932 г. в г. Хибиногорске была создана школа, специально для ссыльных финских семей, однако просуществовала недолго, лишь до 1937 г. Э.Г. Карху, сосланный из Ленинградской области в 1934 г. вместе со своими родителями, писал в воспоминаниях о том, что приехав в посе лок Юкспориок, он мог бы ходить в русскую школу-семилетку, распола гавшуюся в ста метрах от барака, но без знания языка это было бы бес смысленно. Поэтому он был определен в финскую школу и вынужден был каждый день проделывать путь в 6 км. «Школа размещалась в стандартном одноэтажном бараке, учились в две смены, я - во вторую, с двух часов дня до шести-семи вечера. Осенью и зимой для Хибин это уже темное время - светло было, когда я выходил из Юкспора, а через полтора-два часа пути 1 ГОКУ ГАМО в г. Кировске. - Ф. 10. - On. 1. —Д. 3. —Л. 27 2 Там же. - Оп. 2. - Д. 1. - JI. 59. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz