Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2023. - Вып. 111. - С. 84-101. – URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/111/article/8107 (дата обращения: 18.10.2023).
Исследования 92 му языку до 12 часов, затем дети уходили обедать. В час дня начинался третий урок по письму, затем пение. С 5 часов вечера проводились вечерние занятия: счисление и церковно-славянское чтение. Около 8 вечера читались вечерние молитвы 32 . Приведенные примеры подтверждают, что утвержденное учебное расписание служило лишь ориентиром для распределения предметов, а на прак- тике регламентация временн ы х границ учебного времени находилась в компе- тенции заведующего школой. Учебные предметы в программе церковно-приходских школ Закон Божий был одним из основных учебных предметов во всех учебных заведениях Российской империи. С конца XVIII в. программа преподавания трансформировалась в соответствии с государственными задачами в области просвещения 33 . «Несомненно, Закон Божий есть душа воспитательного дела во всякой школе», — говорилось в статье Московских церковных ведомостей 34 . Обучение Закону Божьему строилось в соответствии с возрастом учащихся. По отчетным сведениям Ловозерской церковно-приходской школы за 1906/7 учеб- ный год, по Закону Божьему со старшим отделением была пройдена Священная история, Ветхий и Новый Заветы, Краткий Катехизис и учение православного Богослужения. В среднем отделении повторены молитвы, Символ веры, запо- веди Божии. С младшими изучены все обычные молитвы по программе, запове- ди Закона Божьего 35 . В отчете за 1889 г. священник Пазрецкого прихода о. Кон- стантинЩеколдин отмечал, что дети «читают элементарный курс Закона Божия Священ. Крылова, Евангелия на русском языке и часослов. Кроме сего по суббо- там читают по учебному октоиху воскресные стихиры и после с помощию моею поют на глас» 36 . Идеологов организации церковно-приходских школ особенно волновал вопрос «живого и успешного» преподавания Закона Божьего, которое не ограничивалось бы одной теоретической стороной. Чтобы «снять с уроков Закона Божьего характер скучной отвлеченности», рекомендовалось привлекать для обучения жития святых, которые могли читаться учителем или старшим уче- ником после утренней молитвы 37 . Учащиеся церковно-приходских школ активно участвовали в жизни своего прихода. В отчете за 1897/98 учебный год Ловозерской миссионерской школы сообщалось: «Храм Божий посещают все учащиеся. У исповеди и Святого При- частия были все. Утренние молитвы исполнялись, а вечерние нет, так как мно- гие мальчики после занятий уходили в леса для перевязки своих оленей. Мест- 32 См.: Пазрецкая церковно-приходская школа среди лопарей... С. 446. 33 См.: Калинина Е. А. Закон Божий в русской школе первой половины XIX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. № 4 (59). С. 85–97; Жуковская Т. Н., Ашихмин А. В. О религиозности университетского человека, ее основаниях и трансформациях (на материалах Санкт-Петербургского университета XIX века): к поста- новке проблемы // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 165–180. 34 О преподавании жития святых в школе // АЕВ. 1898. № 18. С. 471. 35 ГАМО. Ф. И-121. Оп. 1. Д. 2. Л. 82. 36 ГАМО. Ф. И-133. Оп. 1. Д. 1. Л. 20 об. 37 См.: О преподавании жития святых… С. 471–475.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz