Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2023. - Вып. 111. - С. 84-101. – URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/111/article/8107 (дата обращения: 18.10.2023).

К. С. Казакова. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ... 91 Позднее начало и преждевременное окончание учебного года определяли краткий срок годового учебного курса в школах Кольского уезда. По статисти- ческим данным «Однодневной переписи начальных школ Империи, проведен- ной 18 января 1911 г.», в среднем учебный год в сельских школах России длился 151 день, в городских — 178 25 . На Кольском Севере длительность учебного года была значительно меньше, например, в Сонгельской церковно-приходской школе учебный год не превышал 73 дней 26 . Расписание уроков для всех школ епархии составлялось епархиальным учи- лищным советом и утверждалось архиереем. Однако, по сведениям из отчетов училищных отделений, «в некоторых школах пользуются своим расписанием» 27 . Согласно расписанию Ловозерской миссионерской школы на 1898/99 уч. год дети учились 6 дней в неделю, имея по четыре урока ежедневно, каждый продол- жительностью 1 час. Обучение начиналось в 9-м часу утра с молитвы и заканчи- валось в два часа дня. Первым уроком всегда был Закон Божий, далее предметы распределялись по отделениям, младшему и старшему. Отступления от учебного расписания чаще всего наблюдались в школах са- амских погостов. В 1897 г. обозреватель церковно-приходских школ священник АлексейШилов при посещении Сонгельской церковно-приходской школы кон- статировал, что на уроки из 17 учеников пришло 7 человек, и все первогодки, так как ученики постарше уехали со своими отцами на работу (возить поморов) 28 . Извоз был дополнительным способом заработка у саамов 29 . Чтобы дети старше- го возраста также могли посещать школу, учебные занятия с 1903 г. по указа- нию о. епархиального наблюдателя велись следующим образом: ежедневно с 9 до 12 часов дня обучалась младшая группа (не знающая русской речи), а старшая в это время находилась дома или помогала родителям. Во второй половине дня (с 13 до 17 часов) занималась старшая группа. «Благодаря такой постановке учеб- ного процесса учителю удается пройти вдвое больше сравнительно с прежними учебными годами, но все-таки пройти официальную программу даже и в тече- ние 5 лет трудно», — сообщалось в «Архангельских епархиальных ведомостях» 30 . В Пазрецкой церковно-приходской школе, для того чтобы освоить учебную программу, о. Константин Щеколдин проводил занятия в течение 9–10 часов ежедневно и «даже в праздники 3–4 часа употреблялось на чтение часослова или псалтыри» 31 . Занятия начинались в 8 утра с молитвы, затем с 8.15 до 10 утра пре- подавался Закон Божий. После 15-минутного перерыва были занятия по русско- 25 См.: Однодневная перепись начальных школ Империи, проведенная 18 января 1911 г. СПб., 1914. Вып. XII–XV. С. 69. 26 См.: Нотозерская и Сонгельская лопарские школы Александровского уезда Архангель- ской губернии: Краткие исторические сведения (Окончание) // АЕВ. 1905. № 21. С. 843–844. 27 Отчет Архангельского епархиального училищного совета… С. 45. 28 ГАМО. Ф. И-133. Оп. 1. Д. 7. Л. 81. 29 Иванова М. В., Шабалина О. В. Извоз и содержание почтовых станций как вид эко- номической деятельности коренного населения Кольского полуострова (саамов) в XIX в. // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. Т. 10. № 2–16. С. 42–53. 30 Нотозерская и Сонгельская лопарские школы…С. 843–844. 31 Пазрецкая церковно-приходская школа среди лопарей и влияние ея на их быт // АЕВ. 1903. № 13. С. 446.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz