Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2023. - Вып. 111. - С. 84-101. – URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/111/article/8107 (дата обращения: 18.10.2023).
Исследования 90 их (детей . —К. К. ), когда взрослые бывают заняты ловлей семги, предоставляют- ся меньшие братья и сестры, требующие постоянного присмотра. Где есть сво- бодные дети в семье, будь то девочки или мальчики, таковых отдают в няньки в чужие семьи. Кроме этого, дети бывают заняты доставкой воды, нередко с очень далекого расстояния, доставкой дров из леса или от морского берега, пастьбою коров, разыскиванием овец, присмотром за оленями, собиранием ягод и т. п.» 20 Таблица № 2 Сведения о церковно-приходских школах, состоящих под наблюдением Кемско-Кольского уездного училищного отделения за 1897/1898 г. 21 Церковно-приходские школы Начало уч. года Школы грамоты Начало уч. года Умбская 15 октября Чаваньгская 15 ноября Варзугская 24 ноября Чапомская 27 октября Кашкаранская 25 ноября Ловозерская 8 декабря Тетринская 17 ноября Териберская 3 ноября Понойская 1 октября Гавриловская Не было учения Пазрецкая Не было учения Печенгская 6 октября Кильдинская 10 декабря Сонгельская Не было учения Нотозерская Дата начала учебного года в школах саамских погостов, как правило, ото- двигалась на ноябрь — декабрь, именно тогда кочевое население возвращалось в погост, где проживало до марта — апреля. Так, учитель Нотозерской школы священник Павел Дмитриев сообщал в Кольское училищное отделение о том, что «начинать учебный год с 15 сентября весьма затруднительно, так как лопари съезжаются на постоянное зимнее жительство в погосты в первых числах янва- ря, а до сего времени в погостах никто не живет» 22 . «Чтобы собрать детей в школы с 15 сентября, необходимо устроить для них общежитие с содержанием, кварти- рою и прислугою до прибытия родителей обучающихся детей в погост. Средств на это нет» 23 , — вынужден был констатировать священник. Вопрос о необходи- мости устройства школьных общежитий для детей коренного населения неод- нократно поднимался членами Архангельского епархиального комитета Право- славного миссионерского общества 24 . Таким образом, из-за кочевого образа жиз- ни учебный год в школах саамских погостов сокращался до 4–5 месяцев. 20 Павловский Н. Указ. соч. С. 628. 21 НА РК. Ф. 419. Оп. 1. Д. 12. Л. 83. 22 ГАМО. Ф. И-133. Оп. 1. Д. 1. Л. 86. 23 Там же. 24 См. подробнее: Казакова К. С. Полярная «Одиссея» инспектора училищ Николая Коз- мина в 1911 году // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2018. № 28 (28). С. 140–147.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz