Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2023. - Вып. 111. - С. 84-101. – URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/111/article/8107 (дата обращения: 18.10.2023).
К. С. Казакова. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ... 89 воспитания и общего начального образования. Поскольку в Кольском уезде в рассматриваемый период не было земских школ, а в подчинении Министер- ства народного просвещения в конце XIX в. находилось только одно училище в г. Кола, то обучение в церковно-приходской школе для крестьянских детей было единственной возможностью получения начального образования. В школах Кольского уезда законодательно закрепленные сроки обучения и учебные программы приходилось подстраивать под местные условия. Курс одноклассной церковно-приходской школы предусматривал двухлетнее обуче- ние, при этом в северных районах, чаще в школах I благочиния, прием детей происходил каждый год. Учительница Ловозерской школы писала в Кольское уездное училищное отделение: «Твердому усвоению материала препятствова- ло неединовременное поступление детей в школу, двое прибыли уже в январе, неаккуратное посещение детьми школы, в домашнем и кочевом быту не гово- рящих по-русски, отчего забывается ими изложенное в школе. Наконец, хотя установлен прием учеников однажды в два года, но учащий вынужден прини- мать вновь ежегодно детей, не умеющих говорить, которые тормозят дело» 16 . На практике первогодков сажали в класс с уже обучавшимися детьми, чтобы они сначала научились понимать русскую речь, а уже затем «переходили с ними к звуковым упражнениям» 17 . Языковые проблемы имели место в Архангельской губернии при обучении не только саамов, но и коми-зырян, ненцев, карел 18 . Не- обходимость работы с коренными народами, проживающими в епархии, при- вела к тому, что в 1893 г. была создана Переводческая комиссия Православного миссионерского общества для перевода и издания книг на языках коренных на- родов. В 1894 г. была опубликована первая книга на саамском языке «Евангелие от Матфея», а затем в следующем, 1895 г., издана «Азбука для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губернии». Обе книги были составлены свя- щенником Пазрецкого прихода Константином Щеколдиным. Архангельский училищный комитет пытался согласовать учебный график с промыслово-хозяйственной жизнью населения епархии. Установленная дата начала учебного года постоянно менялась: 15 сентября, 2 октября, 15 октября. В1905 г. вышлопостановление опереносе начала учебного года на 1 сентября. Од- нако корреспонденты с мест, освещая деятельность церковно-приходских школ епархии на страницах «Архангельских епархиальных ведомостей», отмечали, что «по местным бытовым условиям жизни крестьян это дело невыполнимое» 19 . В школах Терского берега учебный год начинался позже установленного срока, как правило, в октябре–ноябре (см. табл. № 2). Вот как описывал промысловую деятельность поморов священник Николай Павловский: «Крестьяне со своими семьями в конце августа — начале сентября уезжают из деревни по своим тоням для лова семги. Промысел семги продолжается до половины ноября. Попечению 16 ГАМО Ф. 121. Оп. 1. Д. 2. Л. 82. 17 Там же. Л. 6. 18 См.: Пулькин М. Указ. соч. 19 Павловский Н. Кашкаранская церковно-приходская школа Александровского уез- да: краткие исторические сведения // Архангельские епархиальные ведомости. 1906. № 20. С. 628.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz