Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2023. - Вып. 111. - С. 84-101. – URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/111/article/8107 (дата обращения: 18.10.2023).

Исследования 88 от 8–9 человек в небольших селах и саамских погостах, до 40–50 человек в круп- ных поморских поселениях, таких как Умба и Варзуга. На каждую школу при- ходилось по 1–2 учащих, один из которых был священник прихода, как правило, заведовавший школой. Среди учащихся, согласно архивным данным, были дети от 7 до 11 лет 12 . Разновозрастными чаще были школы в саамских погостах. Все дети были православного вероисповедания. В четырех школах (Пазрецкой, Кильдинской, Сонгельской, Нотозерской) из 15 состав учеников полностью состоял из «инородцев», как тогда было при- нято называть представителей коренных народов (на Кольском полуострове — саамов). Смешанным состав учеников был в Ловозерской школе (русские, коми- зыряне, саамы, ненцы), которая изначально была школой грамоты, а затем по- лучила статус одноклассной церковно-приходской школы. Священники неод- нократно внушали населению вверенных им приходов, что школы учреждаются исключительно «в видах пользы для их собственных детей» 13 . Особенности организации учебного курса Программа учебных предметов для церковно-приходских школ была утверждена Святейшим Синодом в 1886 г., затем в течение нескольких лет она обновлялась (в 1894 и 1904 гг.). Специального курса для детей из числа корен- ных народов в рассматриваемый период разработано не было. В программу церковно-приходской школы входило семь основных предметов. В каждой шко- ле обязательно проводилось обучение Закону Божьему, Священной истории, церковному пению, преподавались церковнославянская грамота, русский язык, в программу изучения которого входило обучение чтению и правописанию. Программа по арифметике по объему знаний могла варьироваться в зависимо- сти от успеваемости учеников и опытности учителя. «Правилами о церковно-приходских школах» было законодательно закре- плено, «чтобы в одноклассных школах состав учебных предметов был не менее определенного в Положении о начальных народных училищах 25 мая 1874 года» 14 . Таким образом, было установлено соответствие между программами церковно- го и светского ведомств. Отличием было то, что в церковно-приходских школах большое внимание уделялось предметам, имеющим духовную направленность, например таким, как церковное пение и объяснение богослужения, а также применению полученных знаний на практике через участие воспитанников в православных таинствах и церковных службах. Большое количество статей о церковно-приходских школах, публиковавшихся в «Архангельских епархиаль- ных ведомостях», посвящено «особому характеру преподавания», который дол- жен был быть в начальных учебных заведениях Святейшего Синода 15 . Таким об- разом, церковно-приходская школа выполняла две функции — нравственного 12 ГАМО. Ф. 121. Оп. 1. Д. 2. Л. 44–44 об. 13 НА РК. Ф. 419. Оп. 1. Д. 3. Л. 159 об. 14 Сборник правил и программ для церковно-приходских школ с относящимися к ним определениями Святейшего Синода / сост. Д. Тихомиров. Могилев на Днепре, 1887. С. 3. 15 См., например: Дух и характер церковной школы // Архангельские епархиальные ведо- мости (АЕВ). 1894. № 19. С. 516–527.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz