Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2023. - Вып. 111. - С. 84-101. – URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/111/article/8107 (дата обращения: 18.10.2023).
Исследования 86 XX в., связанные с окраинным (фронтирным) положением региона и специфи- кой этнического состава его населения. Исследование базируется на источниках из двух архивохранилищ: Госу- дарственного архива Мурманской области (ГАМО) и Национального архива Республики Карелия (НА РК). Большой пласт школьной документации отло- жился в фонде Кольского уездного отделения Епархиального училищного совета 1888–1898 гг. (ГАМО. Ф. И-133) и Кемско-Кольского уездного училищного отде- ления за 1891–1900 гг. (НА РК. Ф. 419) 7 . Среди делопроизводственной докумен- тации уездных отделений выявлены и исследованы статистические ведомости по школам Кольского уезда, годовые отчеты об их работе и осмотре священниками- наблюдателями, расписания уроков, акты о производстве испытаний, а также дела о снабжении школ учебными пособиями. Некоторые материалы, касаю- щиеся просветительской деятельности Церкви, отложились в фонде I Кольского благочиния Архангельской епархии (ГАМО Ф. И-17). В целом большой пласт материала, сосредоточенного в разных архивохранилищах, позволяет получить представление об организации обучения в церковно-приходских школах Коль- ского уезда в конце XIX — начале XX в. Процесс распространения церковно-приходских школ на Кольском Севере начался значительно позже, чем это было в соседней Олонецкой епархии 8 . Для северных окраин этот тип начальных школ оказался основным, что было свя- зано как с идеологической программой К. П. Победоносцева, так и с началом активной колонизации Кольского края. Отличительной особенностью развития начального школьного образования в Кольском уезде Архангельской губернии было отсутствие сети земских школ и начальных училищ Министерства народ- ного просвещения. До начала XX в. на территории уезда действовало только Кольское училище в г. Кола. Основным типом школы на Кольском Севере стала одноклассная цер- ковно-приходская школа. Саамские, или, как их называли в XIX в., «лопар- ские», погосты располагались в основном на территории I Кольского благо- чиния, тогда как церковно-приходские школы Терского берега находились в ведении II Кольского благочиния. В 1891 г. к первому благочинию относились Кольский, Пазрецкий, Нотозерский, Ловозерский, Териберский и Печенг- ский приходы, а также Сонгельский и Кильдинский погосты; ко второму бла- гочинию — Петропавловский и Успенский в селе Варзуга, Кандалакшский, Ковдский, Керетский, Понойский, Тетринский, Кузоменьский и Умбский приходы 9 . Школ в колониях Мурманского побережья практически не было, за исключением Гавриловской школы грамоты и школы грамоты в с. Териберка. Также малая часть колонистов обучалась в Баркинской школе при Трифоно- Печенгском монастыре. В колониях финляндцев русские школы отсутство- вали, так как колонисты-финляндцы исповедовали лютеранство. В целом за 7 Указанные архивные материалы не составляют единого документального комплекса, что связано с изменением административного деления территорий Кольского полуострова. 8 См., например: Калинина Е. А. Духовное образование в Олонецкой губернии в XIX — начале ХХ века. Петрозаводск, 2019. 9 Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. 419. Оп. 1. Д. 1. Л. 5–6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz