Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2023. - Вып. 111. - С. 84-101. – URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/111/article/8107 (дата обращения: 18.10.2023).
К. С. Казакова. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ... 99 Терского берега. Особыми трудностями при обучении саамских детей сопро- вождалось преподавание русского языка и чистописания, так как большинство учеников, поступая в школу, не говорили по-русски. В-третьих, в связи с корот- ким учебным циклом и освобождением большинства жителей Кольского уезда от несения воинской повинности, у учеников не было большой заинтересован- ности в получении свидетельства об окончании церковно-приходской школы, дающего право на льготу IV разряда. Посещение школ имело для учеников ско- рее практическую пользу. Кроме овладения грамотой и основами арифметики особую значимость приобретали знания Закона Божьего и начальные медицин- ские сведения. Список литературы Ермолаева А. Миссионерская деятельность церковно-приходских школ Кольского Се- вера среди лопарей в конце XIX — начале XX века // Сборник студенческих научных работ ПСТГУ. 2007. № 1. С. 65–73. Жуковская Т. Н., Ашихмин А. В. О религиозности университетского человека, ее основа- ниях и трансформациях (на материалах Санкт-Петербургского университета XIX ве- ка): к постановке проблемы // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 165–180. DOI: 10.47132/1814-5574_2021_3_165 Жуковская Т. Н., Калинина Е. А., Казакова К. С. Система инспектирования и контроля деятельности училищ светского и духовного ведомств в XIX веке: цели, формы, эф- фективность // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. Т. 10. № 2–16. С. 77–92. DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2019.10.2.77-92 Захарова Т. А. Становление и развитие системы народного образования в Саратовском Поволжье (80-е годы XVIII — XIX в.). Курск, 2019. 247 с. Иванова М. В., Шабалина О. В. Извоз и содержание почтовых станций как вид экономи- ческой деятельности коренного населения Кольского полуострова (саамов) в XIX в. // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. Т. 10, № 2–16. С. 42–53. DOI: 10.25702/ KSC.2307-5252.2019.10.2.42-53 История просвещения Европейского Севера: Материалы региональной научно- богословской историко-краеведческой конференции «Восьмые Феодоритовские чте- ния» / под ред. епископа Митрофана (Баданина). Североморск; СПб., 2016. Казакова К. С. Полярная «Одиссея» инспектора училищ Николая Козмина в 1911 году // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2018. № 28 (28). С. 140–147. Калинина Е. А. Духовное образование в Олонецкой губернии в XIX — начале ХХ века. Петрозаводск, 2019. Калинина Е. А. Закон Божий в русскойшколе первой половиныXIX в. // ВестникПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 4 (59). С. 85–97. DOI: 10.15382/sturII201459.85-97 Никонов В. В. Обучение ремеслам и рукоделию в церковно-приходских школах Москов- ской губернии на рубеже XIX–XX вв. // Наука и школа. 2018. № 3. С. 168–174. Пулькин М. Начальное образование для «инородцев» на Европейском Севере России (конец XIX — начало ХХ в.) //Антропологический форум. 2006. № 4. С. 163–176. Пчела И. В. «Не педагогические приемы»: Методы поддержания дисциплины в церков- ноприходских школах Приморской области в конце XIX — начале XX в. // Националь- ные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы. Уссурийск, 2018. С. 9–14.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz