Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2023. - Вып. 111. - С. 84-101. – URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/111/article/8107 (дата обращения: 18.10.2023).
Исследования 98 быстрому росту числа церковно-приходских школ 67 , то в Кольском уезде такой динамики не наблюдалось. Анализ архивных документов, прежде всего отчетов о деятельности церковно-приходских школ, показывает, что свидетельство, даю- щее право на льготу по отбыванию воинской повинности, стремились получить мальчики крупных поморских сел Терского берега. В 1897/98 уч. г. комиссии для производства испытаний ученикам, желающим получить свидетельства по отбыванию воинской повинности с утверждением Епархиального училищного совета, были сформированы при Варзужской и Умбской церквях . Достойными свидетельств признаны три ученика Умбской, два — Варзужской, один — Каш- каранской церкви 68 . Из учеников школ в саамских погостах только выпускники Пазрецкой «пе- редвижной» школы могли выдержать экзамен по всему объему учебного плана 69 . В других школах саамских погостов выпускников чаще не было, так как за ко- роткий промежуток учебного времени было невозможно освоить всю учебную программу. Даже в случае организации выпускных экзаменов некоторые дети на них не являлись, так как боялись, что их обманут и после окончания заберут в солдаты. «Неудивительно, — рассуждал наблюдатель школ Кольского уезда, — что Кольское училищное отделение в заседании 1897 г. признавало успехи уче- ников неудовлетворительными, прилагая к школе те требования, которые вы- ставлены в официальных программах, между тем ввиду местных условий следует судить о результатах обучения более снисходительно» 70 . Так как жители саамских погостов были освобождены от несения воинской повинности, то выпускные экзамены для получения свидетельства на льготу в саамских школах практи- чески не организовывались. Колонисты, имея свои льготы, также не были за- интересованы в получении свидетельства об окончании церковно-приходской школы. В целом во всей Архангельской губернии число детей, окончивших церковно-приходскую школу, было невелико. В 1891/92 г. без права на льготу окончили курс в школах епархии 132 мальчика и 59 девочек. Из числа учащихся в церковно-приходских школах окончившие курс составляли 8,1%, а окончившие курс со льготными свидетельствами — 2,6% 71 . Рассмотрев особенности организации обучения в школах Кольского уезда в конце XIX — начале XX в., можно сделать следующие выводы. Во-первых, бла- годаря активной деятельности Русской Православной Церкви было положено начало просвещения северных окраинных территорий Российской империи. Количество учеников в школах Кольского уезда Архангельской губернии опре- делялось численностью населения села (погоста) и желанием родителей обучать своих детей. Во-вторых, специальных программ для «инородческих» школ раз- работано не было, однако практика организации учебной деятельности была частично соотнесена с хозяйственным циклом не только саамов, но и поморов 67 См.: Рожкова А. М. Указ. соч. 68 НА РК. Ф. 419. Оп. 1. Д. 7. Л. 24 об. — 25. 69 См.: Пазрецкая церковно-приходская школа Александровского уезда Архангельской губернии // АЕВ. 1906. № 8. С. 267. 70 ГАМО. Ф. И-133. Оп. 1. Д. 7. Л. 24. 71 См.: Отчет Архангельского епархиального училищного совета… С. 49.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz