Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2023. - Вып. 111. - С. 84-101. – URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/111/article/8107 (дата обращения: 18.10.2023).

Исследования 96 учитель, он же принимал решение о дисциплинарных мерах по отношению к провинившимся. Самым распространенным нарушением со стороны учащихся был про- пуск уроков, однако чаще всего никаких последствий для ученика это не имело. «Школьная дисциплина слаба, но это пройдет, когда родители будут вникать в воспитание детей, призывая к содействию школе, и при старании учащих», — говорилось в отчете Ловозерской церковно-приходской школы 56 . В архивных документах училищного отделения чаще встречаются упоминания о том, что родители не пекутся о поведении детей, отвлекая их на хозяйственные работы. Соответственно основной проблемой на рубеже XIX–XX вв. по-прежнему оста- валось отношение взрослого населения к школе и отсутствие понимания пользы просвещения. Из дисциплинарных мер в отношении учеников практиковались выговоры, замечания «публичные и наедине», стояние на ногах у доски, сообщение роди- телям шалунов и т. п. По данным архивных источников, в Териберской школе в редких случаях учеников ставили на колени на камни 57 . Однако такие суровые на- казания не поощрялись учебным начальством. Так, Кольское училищное отде- ление предписывало отцу наблюдателю при инспектировании школ настоятель- но рекомендовать учителям, чтобы они «при наложении взысканий на учеников прибегали бы исключительно к мерам чисто нравственного воздействия» 58 . В ар- хивных документах есть сведения об исключении из Ковдской школы ученика за кулачный бой 59 . Мерами поощрения учеников служили одобрение со стороны учащих, раздача гостинцев, в некоторых случаях раздача карандашей, бумаги, недорогих книжек 60 . В начале XX в. дисциплинарная система церковно-приходских школ была унифицирована и претерпела изменения под влиянием гуманизации и демокра- тизации образования 61 . Такой вывод делают исследователи начальной школы на региональном материале Приморья. Подобная риторика о неприемлемости телесных наказаний в начале XX в. появляется в епархиальных документах и Ев- ропейского Севера, и Кольского уезда в частности. Итоговая аттестация учащихся Курс обучения заканчивался переводными и выпускными экзаменами. Пе- ревод из младшего отделения в старшее осуществлялся на основе среднего балла. Переводные экзамены проводились по Закону Божьему, церковно-славянской грамоте, русскому языку, по счислению и чистописанию. При среднем балле 2 56 ГАМО. Ф. 121. Оп. 1. Д. 2. Л. 8. 57 НА РК. Ф. 419. Оп. 1. Д. 3. Л. 153 об. 58 ГАМО. Ф. И-133. Оп. 1. Д. 7. Л. 3 об. 59 НА РК. Ф. 419. Оп. 1. Д. 7. Л. 25 об. 60 Там же. 61 См.: Пчела И. В. « Не педагогические приемы » : Методы поддержания дисциплины в церковноприходских школах Приморской области в конце XIX — начале XX в. // Националь- ные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы. Уссу- рийск, 2018. С. 9–14.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz