Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2023. - Вып. 111. - С. 84-101. – URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/111/article/8107 (дата обращения: 18.10.2023).

К. С. Казакова. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ... 95 епархии ремесленных отделений не было нигде, лишь в некоторых школах де- вочек обучали рукоделию 50 . Если содержание школьного здания было обязанностью сельских жителей, то обеспечение учебной литературой брала на себя епархия. Запрос о необходи- мости учебной литературы ежегодно направлялся учителем в уездное училищ- ное отделение не позднее 1 июня 51 . Книги школьной библиотеки разделялись по трем категориям — для законоучителя и учителя, для воспитанников, для вне- классного чтения. Ревизию библиотеки проводил о. благочинный при инспек- тировании подведомственной церковно-приходской школы 52 . В Кольском уезде, согласно отчетам отделения, при каждой церковно-приходской школе имелись небольшие училищные библиотеки, состоявшие из учебников и учебных посо- бий, а также книг религиозного содержания. Например, среди книг Чапомской школы грамоты за 1898 г. числилась учебная литература, житийная литература для чтения, исторические сочинения о татаро-монгольском нашествии, о пер- вых русских царях 53 . В списке учебной литературы неслучайно была «Книга о Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году», так как такие издания были свод- ным каталогом, представлявшим достижения Российской империи в разных областях культуры, промышленности, сельского хозяйства. Как следует из от- чета по Архангельской губернии, у школ не всегда была возможность обеспечить одинаковыми комплектами книг всех учащихся. Например, священник Михаил Распутин в отчете о работе Ловозерской миссионерской школы указывал, что среди учебных пособий не хватает 30 экземпляров учебного руководства по За- кону Божьему, 35 экземпляров обучения церковно-славянской грамоте, 25 эк- земпляров русского букваря, 15 сборников арифметических задач Гольденберга и 20 экземпляров прописей Горбача 54 . Такая нехватка учебных пособий объяс- нялась наличием в школе трех отделений. В остальных школах уезда острой не- хватки учебной литературы не было. Книги выдавались не только детям, но и взрослым по субботам и праздникам. Согласно постановлению Епархиально- го съезда духовенства в 1880 г., письменные и другие принадлежности должны были приобретаться на средства местных церквей. В Кольском уезде учебные материалы — бумага, чернила, перья, доски и грифели — почти во всех школах предоставлялись учителями 55 . Дисциплинарные практики церковно-приходских школ Для церковно-приходских школ не было разработано отдельных правил по- ведения учащихся. Границы дозволенного и поведение детей на уроках оценивал 50 См.: Отчет Архангельского епархиального училищного совета… С. 33. 51 См.: Правила о библиотеках церковно-приходских школ и школ грамоты // АЕВ. 1894. № 19. С. 298. 52 См.: Жуковская Т. Н., Калинина Е. А., Казакова К. С. Система инспектирования и кон- троля деятельности училищ светского и духовного ведомств в XIX веке: цели, формы, эффек- тивность // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. Т. 10. № 2–16. С. 77–92. 53 НА РК. Ф. 149. Оп. 1. Д. 5. Л. 83–83 об. 54 ГАМО. Ф. И-121. Оп. 1. Д. 2. Л. 58 об. 55 См.: Отчет Архангельского епархиального училищного совета… С. 27.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz