Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2023. - Вып. 111. - С. 84-101. – URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/111/article/8107 (дата обращения: 18.10.2023).
Исследования 94 нерской церковно-приходской школе за 1906/7 учебный год, который длился с 15 октября по 31 марта, по Закону Божьему дано было 130 уроков, по церковному пению — 80, по пению — 40, по русскому языку — 130, по арифметике — 130, по диктовке и изложению — 52, по писанию (и списыванию с книг) — 98 44 . С 1909 г. особое внимание в церковно-приходских школах стало уделять- ся преподаванию гимнастики и военному строю. После выхода соответствую- щего определения Святейшего Синода в отчетах наблюдателей Кольского уезда появился раздел «нравственное и патриотическое воспитание», а также «меры эстетического воспитания», под которыми понималось обучение ходить воин- ским строем и беседы с учениками о здоровье. Чтобы не отвратить от школы коренное население, которое боялось, что их детей заберут в солдаты, строевые занятия в школах Кольского уезда не вводились. Более насущной задачей в от- даленных погостах было дать ученикам начальные медицинские знания. Свя- щенник Василий Рябов из-за отсутствия во многих приходах Терского берега медицинских пунктов предлагал устроить при школах аптечки для возможности оказания первой медицинской помощи. «Не менее важно, — писал он, — ско- рее разрешить вопросы о преподавании гигиены не только в средних духовно- учебных заведениях, но и в начальных, чтобы окончившие имели некоторый за- пас медицинских знаний и были способны и расположены заниматься подачей первоначальной помощи народу» 45 . В других регионах Российской империи существовали ремесленные и зем- ледельческие школы, находившиеся в ведении Министерства народного про- свещения. Идею дать детям практические навыки по ремеслу или земледелию пытались использовать и в церковно-приходских школах. Распоряжением по Архангельской епархии от 23 марта 1887 г. было предписано наблюдателям при школах рекомендовать попечителям школ «устроить при оных классы дере- вянных изделий, в которых бы учились плести корзины, делать посуду, мебель и другие предметы, нужные в домашнем быту» 46 . Однако, в отличие от цен- тральных районов, где такие занятия получили широкое распространение 47 , на Крайнем Севере это вряд ли было возможно. Здесь дети активно участвовали в промысловой деятельности семьи, а природно-климатические факторы не по- зволяли успешно заниматься земледелием. «Земли для огорода достаточно, но устроить землевладельческие занятия невозможно, т. к. жители, а равно учитель и священник на летнее время уезжают из погоста» 48 , — сообщал учитель Ло- возерской школы. «Также и в Териберской школе огороднических занятий не было, так как вся почва сплошной песок» 49 , — говорилось в отчетных сведениях за 1895/96 уч. год. Только при школе в с. Варзуга был небольшой участок под школьный огород. В целом, согласно отчету за 1891/92 уч. г., в Архангельской 44 ГАМО. Ф. И-121. Оп. 1. Д. 2. Л. 82. 45 Рябов В. Кандалакшский приход Кемского уезда // АЕВ. 1909. № 15. С. 465. 46 Краткий очерк развития и состояния церковных школ в Архангельской епархии со вре- мени открытия их в 1884 году // АЕВ. 1896. № 12. С. 348–349. 47 См., например: Никонов В. В. Обучение ремеслам и рукоделию в церковно-приходских школах Московской губернии на рубеже XIX–XX вв. // Наука и школа. 2018. № 3. С. 168–174. 48 НА РК. Ф. 419. Оп. 1. Д. 3. Л. 163 об. 49 Там же. 153 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz