Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2023. - Вып. 111. - С. 84-101. – URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/111/article/8107 (дата обращения: 18.10.2023).
К. С. Казакова. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ... 93 ное население относится к школе сочувственно, так как дети их, обучающиеся в школе, читают книжки, знают все первоначальные молитвы и при богослужени- ях, стоя на клиросе и возле него, поют довольно порядочно» 38 . В церковно-приходских школах церковное пение было отдельным предме- том. Так как обучать детей пению по нотам было сложно, то рекомендовалось обучать их пению на слух 39 . Именно такой способ обучения через приобщение учеников к клиросному пению практиковался в церковно-приходских школах Кольского уезда. Так, «Архангельские епархиальные ведомости» приводили сло- ва учителя Сонгельской школы о том, что «воспитательная сторона школы дает успех, приходится часто слышать от родителей признание удовлетворения, что дети поют в церкви и читают» 40 . Кроме того, знание молитв и Закона Божьего в саамских семьях имело и утилитарную задачу. Во время длительных кочевок ученик мог крестить младенцев, а в праздничные дни читать молитвы для всей семьи 41 . Преподавание русского языка по программе церковно-приходской школы включало в себя чтение, диктовку, списывание с книг, чистописание, изложение мысли по вопросам или плану. Особые трудности с этим предметом возникали в саамских школах. Ученики приходили в школу, не зная русского языка. Первое время младшее отделение училось понимать русскую речь и более или менее правильно говорить по-русски, только в старшем отделении ученики из числа коренного населения могли читать русскую книгу и писать без ошибок. Особую сложность для учителя представляло своеобразие саамского языка. Вот что со- общал учитель Пазрецкой школы в Кольское училищное отделение: «Большое затруднение при обучении лопарских детей было то, что из них никто не знает по-русски ни слова, поэтому приходилось им переводить каждое слово и даже объяснять, когда не было равносильного лопарского. Таких слов очень и очень много. В настоящее время они стали уже понимать большую часть, а сами, одна- ко, говорят еще не много и короткие фразы» 42 . Программа по арифметике по объему знаний могла варьироваться в зависи- мости от успеваемости учеников и опытности учителя. Минимальные требова- ния—счет в пределах четырех математических действий до 100. Ученики должны были быть знакомы с мерами длины, веса, времени, счетом монет, сложением и вычитанием на торговых счетах, т. е. школа давала знания, необходимые сель- скому жителю в повседневной жизни. Это подтверждают и архивные документы: образцы экзаменационных работ учащихся, большинство математических задач в которых отражают торгово-денежные отношения своего времени 43 . Распределение учебных часов в каждой школе было разным, однако сохра- нялось соотношение, при котором большую часть учебного времени посвяща- ли Закону Божьему, счислению и русскому языку. Так, в Ловозерской миссио- 38 Ермолаева А. Указ. соч. С. 73. 39 См.: Инихов С. Два слова о школьном пении // АЕВ. 1905. № 21. С. 848–849. 40 Нотозерская и Сонгельская лопарские школы…С. 845. 41 См.: Там же. 42 ГАМО. Ф. И-133. Оп. 1. Д. 1. Л. 20. 43 НА РК. Ф. 419. Оп. 1. Д. 25. Л. 55.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz