Казакова К. С. Профессиональные траектории школьных учителей : (на примере Мурманской области) // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - С. 290-293.

К. С. Казакова ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Социально-ресурсный потенциал региона в высшей степени опреде­ ляется развитием его образовательной среды. В настоящее время в системе образования углубляются противоречия между потребностями изменяю­ щегося социокультурного окружения и консервативностью образователь­ ных институтов, между целями, задачами образования и его реальными ре­ зультатами. Изменения в современной школе касаются не только самого образовательного процесса, но и скрытых феноменов: социального само­ чувствия групп, вовлеченных в сферу культурного воспроизводства. В данном контексте актуальным представляется изучение профессиональных особенностей работы педагогов, являющихся создателями и транслятора­ ми социокультурных норм. Цель данной работы - рассмотреть биографические траектории учи­ телей, выявить факторы, определяющие особенности их профессиональ­ ной социализации. Основной метод - анализ жизненных траекторий на ос­ нове биографического интервью, при котором выделяется схема событий биографии по трем основным линиям (образование, работа, семья). Про­ блемы формирования профессиональной карьеры педагога, как представ­ ляется, чрезвычайно актуальны для Кольского Севера как региона с разви­ той научно-образовательной инфраструктурой. Профессиональное становление, как отмечают исследователи, про­ цесс гетерохронный, в отдельные периоды наблюдаются спады и скачки, конфликты и кризисы в зависимости от взаимодействия факторов инди­ видного, личностного и профессионального развития1. Внимание к кри­ зисным моментам профессиональной траектории специалиста важно для понимания факторов, способствующих или препятствующих его профес­ сиональной социализации. Под поворотными пунктами в биографиях спе­ циалистов в литературе принято понимать комплексную жизненную ситу­ ацию, существенно меняющую социально-профессиональное положение2. ние2. Профессиональное становление специалиста связано прежде всего с вхождением в профессию. Как отмечают психологи, для становления учи­ теля и формирования его педагогического творческого стиля решающее значение имеют именно первые годы работы3. По мнению учителей, 1Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003. С. 10. •’ Попова И.П. «Поворотные пункты» в биографии и профессиональные карьеры специ- циалистов // Социс. 2011. № 4. С.83. 1 Хамидулина Н.А. Профессиональная адаптация молодых учителей в современных социально-экономических условиях. Дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2000. С.4. 290

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz