Казакова К. С. Профессиональные траектории школьных учителей : (на примере Мурманской области) // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - С. 290-293.
К. С. Казакова ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Социально-ресурсный потенциал региона в высшей степени опреде ляется развитием его образовательной среды. В настоящее время в системе образования углубляются противоречия между потребностями изменяю щегося социокультурного окружения и консервативностью образователь ных институтов, между целями, задачами образования и его реальными ре зультатами. Изменения в современной школе касаются не только самого образовательного процесса, но и скрытых феноменов: социального само чувствия групп, вовлеченных в сферу культурного воспроизводства. В данном контексте актуальным представляется изучение профессиональных особенностей работы педагогов, являющихся создателями и транслятора ми социокультурных норм. Цель данной работы - рассмотреть биографические траектории учи телей, выявить факторы, определяющие особенности их профессиональ ной социализации. Основной метод - анализ жизненных траекторий на ос нове биографического интервью, при котором выделяется схема событий биографии по трем основным линиям (образование, работа, семья). Про блемы формирования профессиональной карьеры педагога, как представ ляется, чрезвычайно актуальны для Кольского Севера как региона с разви той научно-образовательной инфраструктурой. Профессиональное становление, как отмечают исследователи, про цесс гетерохронный, в отдельные периоды наблюдаются спады и скачки, конфликты и кризисы в зависимости от взаимодействия факторов инди видного, личностного и профессионального развития1. Внимание к кри зисным моментам профессиональной траектории специалиста важно для понимания факторов, способствующих или препятствующих его профес сиональной социализации. Под поворотными пунктами в биографиях спе циалистов в литературе принято понимать комплексную жизненную ситу ацию, существенно меняющую социально-профессиональное положение2. ние2. Профессиональное становление специалиста связано прежде всего с вхождением в профессию. Как отмечают психологи, для становления учи теля и формирования его педагогического творческого стиля решающее значение имеют именно первые годы работы3. По мнению учителей, 1Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003. С. 10. •’ Попова И.П. «Поворотные пункты» в биографии и профессиональные карьеры специ- циалистов // Социс. 2011. № 4. С.83. 1 Хамидулина Н.А. Профессиональная адаптация молодых учителей в современных социально-экономических условиях. Дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2000. С.4. 290
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz