Казакова К. С. Профессиональные траектории школьных учителей : (на примере Мурманской области) // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - С. 290-293.

нальным ростом, отсутствием профессиональной поддержки коллег с раз­ витием эмоционального «сгорания»196. Таким образом, противоречия меж­ ду оценкой собственной компетентности и удовлетворённостью своей профессией могут существенным образом повлиять на изменение профес­ сиональной траектории, вплоть до смены профессии. У мужчин, занятых в образовательной сфере, движущими факторами профессиональной биографии являются социально-экономические. В це­ лом, для педагогов-мужчин характерна большая пространственная мо­ бильность, чем для женщин. Так, один из наших респондентов отказался от вакантного места в школе родного города, переехав после окончания института в отдаленную деревню, т.к. там молодого специалиста обеспе­ чивали жильем. Через три года учебная нагрузка в школе снизилась, и не в состоянии обеспечивать семью респондент принимает решение переехать на Север, где на тот момент была возможность получить жилье и стабиль­ ную зарплату. Таким образом, социально-экономические факторы в дан­ ном случае становятся определяющими в профессиональной биографии. В постсоветском пространстве многие учителя-мужчины вынуждены рабо­ тать в условиях «плавной адаптации» в поисках источника дополнительно­ го заработка. Так, один из наших респондентов с сожалением рассказывает об учителе-коллеге: «Редчайший человек, пашет сутками, для школы - все. Не ценят. У него есть подработка, он делает рамочки на заказ. За счет этого он держится. Но сейчас деревянные рамочки стачи выходить из моды, и бизнес у пап...» (М., 45 лет). В современной школе, как отмечают сами педагоги, мало молодежи. Биографические траектории молодых педагогов, стаж работы которых не превышает пяти лет, свидетельствуют о том, что основным мотивом их профессиональной траектории в настоящее время является достижение со­ циального благополучия, для них характерна гибкая смена работы. В целом, при сравнении факторов способствующих и препятствую­ щих работе школьного педагога, можно отметить, что факторами стабиль­ ности являются психологические и микросоциальные составляющие - личные качества самого учителя и ближайшее окружение на работе - дети и коллеги. Деструктирующими являются скорее макросоциальные компо­ ненты - бюрократизация, неэффективная политика в образовании в целом, в организации труда в частности. В то же время анализ профессиональных биографий педагогов показывает, что эта социальная группа демонстриру­ ет определенную устойчивость к внешним факторам. 196 Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессио­ нальной дезадаптаци учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С.57-64. 293

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz