Казакова К. С. Профессиональные траектории школьных учителей : (на примере Мурманской области) // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - С. 290-293.
ботаю смену, пришла домой, и больше, чтобы голова ни о чём не думаіа. А так вот получилось, что целыми днями я занимаюсь только школьными делами. Может, от этого хотелось убежать». Смена профессиональной траектории не произошла благодаря внешним факторам и поддержке се мьи. На данный момент респондент полностью удовлетворен своей про фессией, а свою профессиональную биографию оценивает как успешную. Причем, основным критерием успешности выступает повышение своего социального статуса: «Я вот одна единственная из рабочей семьи в интел лигенцию вырвалась». При рассмотрении профессиональных биографий педагогов необхо димо учитывать гендерные особенности. Так, профессиональный рост у женщин нередко осложняется личными обстоятельствами. Переезд семьи, связанный со сменой места работы супруга, вынуждает женщину менять свою профессиональную траекторию. Стоит отметить, что для представи телей образовательной сферы характерна устойчивость профессионально го развития. Смена места жительства, как правило, не приводит к смене профессиональной карьеры. Тем не менее, многофункциональные соци альные роли женщины могут влиять на профессиональную траекторию вплоть до отказа от учительской карьеры. «Уйти меня подтолкнула серь езная проблема со здоровьем ребенка. Я понимаю, что если не приму ре шение, то с кем оставлять ребенка по субботам. Муж по командировкам. И поэтому надо либо двадцати давать знания, либо своему ребенку’ уде лять внимание» (Ж., 35 лет). Вместе с тем у респондента остается ощуще ние несостоявшейся профессиональной карьеры, которая связывается в ее представлении с работой в школе по полученной специальности: «Мысли поменять свою работу на прежнюю меня никогда не оставляют. Нерав нодушная я к своей профессии. И теперь со временем я понимаю, да мо жет быть там в душевном и материальном плане я получаю бы в школе больше. Моя должность сейчас не по мне, она однообразная» (Ж., 35 лет). На основании анализа биографических материалов можно предпо ложить, что одних внутренних предпосылок бывает недостаточно для кар динальной смены профессиональной траектории. К этому должны под ключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и соци ально-культурными условиями общества. Исследование биографических траекторий респондентов показывает, что смена профессии в большинстве случаев связана не столько с семейными обстоятельствами, сколько с про фессиональными «кризисными моментами». Так, один из респондентов отмечает, что для него неприемлемой оказалась ситуация профессиональ ной неудовлетворенности. «Вот не надо им [ученикам]...ируки опускают ся. Сидишь на уроке и ловишь себя на мысли, что ты засыпаешь, что скучно тебе на твоем собственном уроке...То есть такое состояние не удовлетворенности» (Ж., 44 года). Данный феномен подробно описал А. Прайнс, который выявил связь между неудовлетворенностью профессио 292
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz