Казакова К. С. Профессиональные траектории школьных учителей : (на примере Мурманской области) // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - С. 290-293.

ботаю смену, пришла домой, и больше, чтобы голова ни о чём не думаіа. А так вот получилось, что целыми днями я занимаюсь только школьными делами. Может, от этого хотелось убежать». Смена профессиональной траектории не произошла благодаря внешним факторам и поддержке се­ мьи. На данный момент респондент полностью удовлетворен своей про­ фессией, а свою профессиональную биографию оценивает как успешную. Причем, основным критерием успешности выступает повышение своего социального статуса: «Я вот одна единственная из рабочей семьи в интел­ лигенцию вырвалась». При рассмотрении профессиональных биографий педагогов необхо­ димо учитывать гендерные особенности. Так, профессиональный рост у женщин нередко осложняется личными обстоятельствами. Переезд семьи, связанный со сменой места работы супруга, вынуждает женщину менять свою профессиональную траекторию. Стоит отметить, что для представи­ телей образовательной сферы характерна устойчивость профессионально­ го развития. Смена места жительства, как правило, не приводит к смене профессиональной карьеры. Тем не менее, многофункциональные соци­ альные роли женщины могут влиять на профессиональную траекторию вплоть до отказа от учительской карьеры. «Уйти меня подтолкнула серь­ езная проблема со здоровьем ребенка. Я понимаю, что если не приму ре­ шение, то с кем оставлять ребенка по субботам. Муж по командировкам. И поэтому надо либо двадцати давать знания, либо своему ребенку’ уде­ лять внимание» (Ж., 35 лет). Вместе с тем у респондента остается ощуще­ ние несостоявшейся профессиональной карьеры, которая связывается в ее представлении с работой в школе по полученной специальности: «Мысли поменять свою работу на прежнюю меня никогда не оставляют. Нерав­ нодушная я к своей профессии. И теперь со временем я понимаю, да мо­ жет быть там в душевном и материальном плане я получаю бы в школе больше. Моя должность сейчас не по мне, она однообразная» (Ж., 35 лет). На основании анализа биографических материалов можно предпо­ ложить, что одних внутренних предпосылок бывает недостаточно для кар­ динальной смены профессиональной траектории. К этому должны под­ ключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и соци­ ально-культурными условиями общества. Исследование биографических траекторий респондентов показывает, что смена профессии в большинстве случаев связана не столько с семейными обстоятельствами, сколько с про­ фессиональными «кризисными моментами». Так, один из респондентов отмечает, что для него неприемлемой оказалась ситуация профессиональ­ ной неудовлетворенности. «Вот не надо им [ученикам]...ируки опускают­ ся. Сидишь на уроке и ловишь себя на мысли, что ты засыпаешь, что скучно тебе на твоем собственном уроке...То есть такое состояние не­ удовлетворенности» (Ж., 44 года). Данный феномен подробно описал А. Прайнс, который выявил связь между неудовлетворенностью профессио­ 292

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz