Казакова К. С. Профессиональные траектории школьных учителей : (на примере Мурманской области) // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - С. 290-293.

графии. Приведем высказывания респондентов: «Не легко было первый год, конспект, который хорошо написан, не возможно провести на уроке. Смотрю на опытных учителей, они идут и делают, что надо. А у меня все расползается в разные стороны» (Ж., 47 лет). Анализ биографических траекторий учителей показывает, что важными факторами, способствую­ щими успешной профессиональной адаптации, являются личная мотива­ ция к профессиональному росту и влияние социального окружения. «Л в свою школу пришла, хорошо, все свои. Это очень влияет. Потому что все тебя поддерживают. Тебя все помнят как ученика, во-вторых дочь колле­ ги. То есть ты абсолютно свой человек. Очень было легко и комфортно. И не просишь, да помогут» (Ж., 44 года). На основании анализа биографических траекторий наглядно пред­ ставляется связь между мотивами выбора профессии и дальнейшей про­ фессиональной социализацией. Так, выбор учительской профессии мог определяться желанием повысить свой социальный статус, а полученное образование связывалось с представлениями о территориальной мобильно­ сти. Наглядной иллюстрацией может служить профессиональная биогра­ фия респондента (Ж, 33 года), для которого полученное педагогическое образование и профессия рассматривалось прежде всего как возможность изменения социального положения: «Выбор или на земле, на ферме либо все-таки школа, это интеллигенты, ну какой-то престиж для станицы той же, где выходишь и идешь с маникюром, с накрашенными губами, гла­ зами, на каблуках, а не с тяпкой, в косынке, это тоже своего рода та­ кое ...затяжной момент, магнит». Проработав несколько лет в сельской школе респондент принимает решение переехать на Север, где с легкостью находит работу по профессии и продолжает свою профессиональную карь­ еру: «Ну, что я думаю, буду тут сидеть, прозябать, надо куда- нибудь...Опять эти куры, утки, зачем они мне нужны. Поэтому думаю, нет, не хочу. А потом тетка мне рассказывает, что городок хороший. А я была летом, мне все понравилось». В биографических траекториях педагогов встречаются случаи, когда выбор профессии является вынужденным. Как правило, это приводит к быстрой смене профессиональной карьеры. Однако есть и исключения. Весьма показательна профессиональная биография респондента (Ж., 53 го­ да), когда педагогическое образование было получено по настоянию роди­ телей. «Мама всю жизнь работала на тяжёлых работах. И ей всегда ка­ залось, что учитель всегда ходит опрятно одетый, всегда отпуск летом, т.е. она с материальной точки зрения рассматриваю». Отсутствие моти­ вации у респондента и возможность реализации своего потенциала в дру­ гих областях создавали внутренний профессиональных кризис. Весьма по­ казательно описание респондентом первых лет работы в школе: «Первые два года было очень сложно, трудно. Так мне хотелось всё это бросить! Уйти на производство, чтобы у меня был нормированный график. Отра­ 291

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz